Семен Алешин – новый молодой талант труппы. Фото агентства «Москва»
В 2023 году исполнится 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, в связи с чем в репертуар московских театров активно возвращаются классические комедии из русской жизни. «На всякого мудреца довольно простоты» поставил штатный режиссер Театра Маяковского, ученик Римаса Туминаса Анатолий Шульев.
За остроактуальную, как никогда, комедию, где серая бездарность «выходит в люди» благодаря подвешенному языку и искусству льстить, угождать и подобострастничать, театры взялись одновременно. Громкой осенней премьерой стала трактовка Константина Богомолова в Театре Наций, где режиссер, изрядно переписав и расцветив текст современными гэгами, делает акцент на сатирическом изображении высшего московского общества – погрязшей в аморализме и грязных капиталах зажравшейся столичной элите из новых русских (см. «НГ» от 13.10.21). Театр Маяковского, сохраняя традицию верности автору, поиску злободневного в интонационных полутонах, а не агрессивных аналогиях, ставит Островского от буквы до буквы, расплетая, конечно, главную нить – авантюрную и любовную интриги.
В спектакле «Маяковки» подсвечен заглавный знаменитый образ Егора Глумова. Спектакль поставлен на новый молодой талант труппы. Семен Алешин – дебютант среди заслуженных артистов, недавний выпускник актерского курса Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе. Актер поразительно пластичный, ведущий свою роль буквально одним наклоном головы с робким, пристыженным взглядом исподлобья, в котором очень точно отражается готовность его героя служить и прислуживать, надевать лицемерную маску кротости, чтобы добиться желаемого. Выразительны его руки, смиренно сложенные, а в экспрессивные минуты взметающиеся как властные руки дирижера. Даже нога в коротеньких, бедных брючках, по-щенячьи отбрыкивающаяся от навязчивых помех в карьере!
Да и все пластические этюды, придуманные вместе с режиссером, – то, что действительно запоминается и смотрится на одном дыхании. Особо примечателен дуэт Глумова с Городулиным (Виталий Ленский), исполненный без единого слова разговор двух деловых мужчин, – соревновательные трюки с выпивкой и сигарами и черт-те чем, снюханным с тросточки… В пластическом подражании Глумова собеседникам – и видимая трактовка его образа. Потребность в себе общества, где блага жизни распределяются кумовством, Глумов вызывает своей готовностью отразить как зеркало чаяния нужного человека, раствориться в нем.
Глумов тут не лишен ореола романтизма, искренней игры в актерство, хитроумное «кукловодство» – отсюда и рождается мотив театра в театре, герои выходят с обрамленных занавесом подмостков, разыгрывая друг перед другом свои маски. Доброй тетушки, а не заскучавшей сладострастницы (обворожительная Клеопатра Мамаева – Татьяна Аугшкап), благородного дядюшки, а не празднословного ритора (Мамаев – Виктор Запорожский), благочестивой барыни, а не помешавшейся вдовы (Турусина – Юлия Силаева), тонкого аристократа, а не раздутого самомнением чинуши (Крутицкий Александра Андриенко местами, кажется, пародирует Ельцина). Оттого и финальное резонерство Глумова, его наивное разоблачение властей предержащих рушит театр масок, но не меняет его природы.
Любопытно, насколько для Островского, драматурга от театра, избыточен режиссерский метатекст, когда каждый мотив рьяно, зубасто осовременен, но настолько же скуден и режиссерский нейтралитет, приводящий порой к монотонному развертыванию сюжета. Но было бы несправедливо закончить мыслью об архаизме. То, что зритель Театра Маяковского может прожить театральную историю благодаря убедительности актеров и режиссерскому труду пьесу внимательно прочитать и разобрать, сегодня редкость.
комментарии(0)