0
5968
Газета Культура Печатная версия

18.01.2022 18:41:00

"Глория" для Образцовой

Памяти великой певицы посвятили исполнение барочных кантат – тех, в которых она сама блистала сорок лет назад

Тэги: барочная музыка, елена образцова, дата, память, хор, минин


барочная музыка, елена образцова, дата, память, хор, минин С хором Владимира Минина когда-то сама Образцова записывала барочную музыку. Фото © Фонд Елены Образцовой

В январе музыкальный мир вспоминает Елену Васильевну Образцову. День ее памяти преданные поклонники ее таланта и музыканты, связанные творческими узами со знаменитой меццо-сопрано, отмечают каждый год. В этот раз концерт-приношение певице прошел в концертном зале «Зарядье». Были исполнены две популярные и одновременно вершинные кантаты барочной музыки – «Стабат матер» Джованни Баттисты Перголези и «Глория» Антонио Вивальди.

Эти опусы были выбраны не случайно. Хотя музыка барокко не была основным репертуаром Образцовой – ее искусство ассоциируется главным образом с операми Верди и Мусоргского, Бизе и Массне, камерным творчеством Свиридова или Гранадоса, – изредка Елена Васильевна пела и другую музыку. Многим памятно, например, ее проникновенное исполнение арии Петра из «Страстей по Матфею» Баха.

Кантаты Перголези и Вивальди также были исполнены Образцовой в начале 1980-х годов – с Московским камерным хором Владимира Минина, Литовским камерным оркестром под управлением Саулюса Сондецкиса и сопрано Натальей Герасимовой в Москве, Вильнюсе и родном для певицы Ленинграде. Сохранилась аудиозапись, сделанная тогда же на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».

Исторические концерты из произведений из репертуара Образцовой стали уже доброй традицией – каждый сезон они приурочены к датам из биографии певицы. В их рамках уже звучали оперы «Кармен», «Самсон и Далила» и «Дочь полка», другие произведения. На этот раз в исполнении барочных кантат принял участие и Минин-хор – тот самый коллектив, с которым состоялись легендарные концерты и запись сорокалетней давности. Более того, перед началом концерта к публике обратился сам Владимир Николаевич Минин – патриарх русского хорового дирижирования (на днях он отметил 93-й день рождения). Он поделился теплыми воспоминаниями о годах дружбы и сотрудничества с великими музыкантами советской эпохи – Еленой Образцовой и Саулюсом Сондецкисом.

Помимо Минин-хора в концерте принял участие оркестр «Музика вива» Александра Рудина – прославленный отечественный коллектив, специализирующийся на исполнении старинной музыки. В частности, буквально за два дня до образцовского события в Концертном зале имени Чайковского рудинцы отыграли грандиозную оперу того же Вивальди «Олимпиада». Их настрой на стилистику барокко невероятно точный и тонкий, придраться можно было лишь к паре соло в исполнении духовых (в кантате Вивальди) – в остальном же звучание оркестра можно назвать эталонным – легким, ажурным, изящным.

Пение мининского хора отличала ровность звуковедения и настоящая хоровая слитность: при ощущении первоклассных голосов у хористов партии и коллектив в целом звучали монолитно, истинно по-хоровому. Немного недоставало разнообразия в нюансировке, но это уже скорее вопрос трактовки, и его правомерно обратить к дирижеру.

Музыка барокко предполагает яркую контрастность в подаче материала и тонкую градуированность в нюансах. Однако маэстро из Петербурга Игорь Томашевский не слишком сосредотачивался на этом, предпочтя интерпретационную оригинальность проявить в темповом решении обеих контат. Обе они были проведены невероятно динамично, темпы были более чем оживленные практически во всех частях. И если торжественно-радостной «Глории» такой подход, быть может, не сильно вредил, то для скорбной «Стабат матер» показался чересчур легковесным: порой складывалось впечатление, что это музыка не о печали Богородицы, а нечто танцевально-развлекательное, причем это касалось не только частей, где Перголези сознательно использовал бытовые неаполитанские мотивы, но и откровенно ламентозных.

Удивил и подбор солистов-вокалистов. В концерте принимали участие победители Конкурса Елены Образцовой. И если легкое и грациозное, правда, не всегда достаточно звучное сопрано Лилит Давтян в целом удовлетворяло как барочной стилистике, так и самому характеру исполняемых опусов (особенно кантаты Перголези), то приглашение на партию меццо-сопрано, которую когда-то и певала великая Образцова, контратенора Юрия Юшкевича носило характер курьеза – трудно себе представить что-то более несовместимое, чем вокал драматического гранд-меццо Образцовой и фальцетное звукоизвлечение контратенора. Даже с деликатным, но естественным тембром Давтян голос Юшкевича сочетался очень неубедительно, не имея возможности держать полноценный баланс – это было особенно заметно в дуэтных номерах. Конечно, музыку барокко сегодня все чаще поручают именно таким голосам – это тренд, но для приношения памяти Елены Васильевны гораздо уместнее было бы все же позвать для исполнения ее партии именно женский голос – тем более что среди лауреатов образцовских конкурсов были достойные меццо-сопрано. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
2054
 ВЫСТАВКА  "Память о счастье"

ВЫСТАВКА "Память о счастье"

  

0
1287
Пять книг недели

Пять книг недели

0
1441
Туда, где скитаются души

Туда, где скитаются души

Елизавета Терпиловская

Нелегкая женская судьба, Валентин Распутин и станция Зима

0
2825

Другие новости