«Возвращение» стало неотъемлемой частью музыкального ландшафта Москвы. Фото Александра Панова предоставлено пресс-службой фестиваля
Спустя год после пандемийной паузы фестиваль «Возвращение» наконец вернулся к своим слушателям и на свою постоянную площадку – Малый зал Московской консерватории. Как и прежде, этому предшествовала немалая подготовка – прежде всего сбор средств на проведение фестиваля, оплату проезда и проживания участников, аренду партитур и прочих организационных вещей. И только благодаря успешной краудфандинговой кампании и титаническим усилиям прежде всего худрука Романа Минца «Возвращение» все же случилось: пусть четыре концерта не стали аншлаговыми, как в предыдущие годы (опять же вернемся в наши реалии), но каждый из них подарил уникальную возможность услышать камерные сочинения композиторов первого и второго «ранга» в исполнении первоклассных музыкантов.
Фестиваль «Возвращение» можно всецело назвать музыкальной тусовкой друзей-однокашников и единомышленников, которые собрались, чтобы поделиться своей «волной». Здесь никто не комментирует сочинения перед выступлением, нет яркой афиши с узнаваемыми лицами, а в буклете даже нет слов художественного руководителя о целях и задачах фестиваля – и это не упрек, а констатация факта. Складывается впечатление, что любые рамки и традиционные условности противоречат этим уверенным в себе, раскованным музыкантам – и даже то, что многие из них вынужденно превращаются из свободных художников в администраторов и волонтеров на площадке, не разрушает позитивную творческую атмосферу концертов.
На первом же из них команда «Возвращения» шутила и веселилась, а точнее, транслировала всякие приколы в музыке композиторов от Возрождения до наших дней. Михаил Безносов как ловкий фокусник последовательно откручивал клапаны своего кларнета в пьесе Адольфа Шрайнера «Все меньше и меньше», пианист Лукас Генюшас с серьезным видом искал юмор в «Юморесках» Дворжака, периодически подтягивая к себе уезжающий рояль (случайность, добавившая долю шутки в сочинение), флейтистка Мария Алиханова и пианистка Ксения Башмет за 35 секунд расправились с пьесой Марка Гарсона, Варвара Турова и Анастасия Бондарева спели знаменитый мадригал Монтеверди Zefiro torna с изяществом старинной музыки и свободой регги, пианист и композитор Алексей Курбатов выдал собственный фортепианный кавер на хит группы Nirvana «Smells Teen Like a Spirit». Гвоздем программы первого вечера стало сочинение Хиндемита с ярко говорящим названием «Увертюра к опере «Летучий голландец», прочитанная с листа курортным оркестром у фонтана в семь часов утра». Благодаря артистизму Романа Минца (скрипка), Даниила Когана (скрипка), Ильи Гофмана (альт) и Арсения Безносикова (виолончель) выступление плавно перетекло в музыкальный стендап, заставивший смеяться и аплодировать зал.
Остальные же тематические концерты, помимо восторга от качественного звучания неизвестных ранее опусов, позволили испытать и другие эмоции. Традиционный «Концерт по заявкам» удивил своим акцентом на камерной музыке XX века, который расставили сами участники фестиваля, завершившие его импровизацией английского композитора и контрабасиста Гэвина Брайерса. На концерте «Думы» слушатели погрузились в размышление – как об одноименной пьесе Чайковского, сыгранной Екатериной Апекишевой, так и о бренности земной жизни в кондукте Анонима XIII века, воспроизведенном ансамблем Labyrinthus. Но самый большой спектр эмоций вызвала программа «Первая любовь», посвященная главным женщинам в жизни композиторов и в целом этому прекрасному бессмертному чувству. Благодаря интереснейшим аннотациям в буклете мы узнали, что, скажем, Глинка создал «Вариации на тему Моцарта», влюбившись в прекрасную арфистку, а Брамс – свой Первый струнный секстет, как известно, влюбившись в жену Шумана, Клару Вик. И что автор оперы «Мертвый город» Эрих Корнгольд написал свой сладко-приторный Квинтет в разлуке с возлюбленной, с которой ему запрещал встречаться отец – музыкальный критик. Романтическим флером были овеяны все сочинения вечера, даже «Тема с вариациями» для скрипки и фортепиано Оливье Мессиана – композитора, казалось бы, далекого от романтических излияний. В интерпретации Романа Минца и Якова Кацнельсона пьеса прозвучала буквально на разрыв души: инструменты сливались в единое лирико-трепещущее целое, заполняющее пространство зала, и почему-то подумалось, что не только эта программа, но и в целом весь фестиваль «Возвращение» создается по любви.
комментарии(0)