Архив материалов рассредоточен в 11 залах. Фото агентства «Москва»
Для выставки «Виктор Цой. Путь героя» в Центральном выставочном зале «Манеж» место нашлось под землей – наверху сейчас идет проект «Фанерон. Город мечты», где, согласно сайту, «гостей ждет много активностей». Иерархия ценностей, или как там это расценить, кажется странной, зато выставка о Цое идет до середины апреля, «Фанерон» же вот-вот закроется. На байопик зазывают тем, что многое здесь сделано впервые, и вообще это первая большая выставка о кумире миллионов.
В числе этих миллионов людей оказалась основатель бюро Planet9, известный выставочный архитектор Агния Стерлигова – бюро числится организатором проекта, сделанного «при участии родных и близких» Цоя. Мог ли он предположить, что посвященную ему выставку сделают еще и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, правительства Москвы и в партнерстве с РОСИЗО…
Впервые, как тут говорят, собран «единый архив фото- и видеоматериалов, каталог художественных работ, артефактов и личных вещей». Они рассредоточены по 11 залам с гиперактивной выставочной архитектурой. Цой и «Кино» vs Цой и кино (речь идет в том числе о фильме «Цитадель смерти», так и не снятом Рашидом Нугмановым из-за гибели Цоя), гитары Цоя, альбомы, его сценические образы, интервью о нем, его поездка в Штаты, переданная ему Энди Уорхолом через Джоанну Стингрей банка супа Campbell’s с автографом поп-артиста (боевая подруга рокеров, выпускающая о той поре книжки, участвовала в подготовке выставки и приехала в Москву на открытие), архивные видеосъемки и фотографии, рисунки и картины Цоя. Куратор проекта, основатель арт-группы Doping Pong, которой здесь отведен свой раздел, Дмитрий Мишенин, в 2020-м делавший выставку Цоя-художника в петербургской KGallery, говорил, что тогда работ было меньше и нынешний показ стоило затевать уже ради них.
«Картину написать не успел» – картинка-ответ 1989 года от Цоя-музыканта, стесненного во времени концертным графиком, Тимуру Новикову с его предложением выставиться с «Новыми художниками». Вообще же Цой-художник балансирует между эстетикой киноафиш, «Новой Академии» Новикова и поименованных тут Кита Харинга и Жан-Мишеля Баския.
С помощью архивных материалов здесь пытаются показать, как формировался образ музыканта, с одной стороны, и миф о Цое – с другой, начинают с семьи, заканчивают памятью о нем, и хотя его роль никому не приходит в голову оспаривать, зрителя зачем-то стараются развлечь. То есть чтобы не просто сказать о кочегарке-«Камчатке», показать оставшиеся оттуда коллажики, заявление Цоя об увольнении и принесенную туда фанатами после его смерти куклу «Цой», но и тут же эту самую кочегарку материализовать в виде декораций. И чтобы не просто пустить интервью, но упаковать это в «Кинопланетарий» с зеркалами, планетами, лампочками, будто самой по себе «Звезды по имени Солнце» мало.
Другой вызывающий недоумение момент – тексты-комментарии. С порога, в ярком коридоре славы «Место для шага вперед» вам придется продираться через фразы вроде «никому не дано предугадать, каким путем человек придет к раскрытию своей личности» или «Виктор очень рано развил в себе эстетическое чувство, и его неудержимо влекло к красоте, поскольку в его быту мало что радовало глаз», или «из-за его необычной восточной внешности его постоянно дразнили в школе и во дворе, и он мечтал, что станет сильным и сможет ответить своим обидчикам». Дальше примерно в том же духе: «Одним из первых среди советских рок-музыкантов выехал за границу и благодаря этому расширил границы своего собственного мировосприятия»… Интонационно нынешний «Путь героя» звучит довольно странно, разваливаясь на части, где обаяние документальных материалов стараются приукрасить лишними спецэффектами и такими вот комментариями.
комментарии(0)