0
5112
Газета Культура Печатная версия

13.01.2022 18:54:00

В театре Джигарханяна раскрыли секреты женщин

Режиссер Сергей Газаров остается верным принципу – говорить со сцены о людях, а не о ситуациях

Тэги: театр, прогресс сцена, премьера, сергей газаров


театр, прогресс сцена, премьера, сергей газаров В спектакле на тему «о чем говорят женщины» подружек сыграли Ольга Кузина, Инга Оболдина и Ксения Худоба. Фото с сайта www.progressstage.ru

Даже трудно назвать среди трех героинь спектакля «30-го мая» театра «Прогресс-сцена» Армена Джигарханяна главную. Кто она? Хозяйка спа-салона энергичная Валя (Инга Оболдина), которая держит в крепком кулачке дом, мужа, свой салон, подруг? Чуть что не так, она и характер свой покажет, и вовремя отступит, если ситуация проявится в своей подлинной трагичности. Или, может, это Галина (Ольга Кузина) – набожная и смиренная одиночка, прибалтийка, радетельница православия… с хорошо скрываемой страстью к жизни? Или Раиса (Ксения Худоба), озорная хулиганка и верная жена при муже-абьюзере?

Все образы выписаны автором Родионом Овчинниковым тщательно, с любовью и достоверностью, поэтому солировать каждой из актрис приходится по очереди.

Сам сюжет – на тему «о чем говорят женщины». И правда, о чем они могут говорить, собравшись вместе в спа-салоне, сбежав от семей и надоевшего быта? Достали суши и шампанское из холодильника и пошли листать календарь в поисках событий, случившихся 30 мая не важно какого года. И случился повод поговорить о сожжении Жанны д’ Арк, жене Ломоносова, выпускниках университета в Марбурге, награжденных Нобелевской премией, да и о разном насущном. Женщины во время обсуждения приводят свои ассоциации, ворошат запас оставшихся в голове знаний (в основном школьных), присовокупляя сюда жизненный багаж. Естественно, спорят, потому что устоялись убеждения и сильны заблуждения. Сплошные диалоги о том о сем.

Сегодня такие спектакли-диалоги встречаются довольно часто. Их любят. Буквально недавно смотрела постановку на тему «в чем смысл жизни» в жанре стендап-комедии. Молодая публика принимала на ура.

В комедии положений «30-го мая» тоже говорят о смысле жизни. О найденном и потерянном. Драматург, решивший придать обычным кухонным посиделкам обрамление в виде привязки к знаменательным датам календаря, попал в самое яблочко. Именно через высказывание о том или ином историческом событии и герое мы зачастую обнародуем ненароком наши взгляды, позиции, мировоззрение и, конечно, болевые точки. Рая в спектакле: «…Какую страну развалили!» Валя: «…Развалилась искусственно созданная система!» Галя: «А ты где, Валя, научилась такой газетной фразе? Не ты, Валечка, годами создавала, чтобы так говорить…» Здесь же привычные разговоры о евреях, социалистических ценностях и о том, что везде хорошо, где нас нет.

Казачка, уроженка Прибалтики и москвичка Валя – три грации с разными взглядами и разными судьбами, притянувшиеся друг к дружке волею обстоятельств, вытягивают, похоже, одна другую из разного рода передряг и женских депрессий. Типичная женская дружба в России, где роль психоаналитиков берут на себя подруги. А здесь даже играют в них. Валя, случайно узнавшая от знакомого психолога о «расстановках» по Хеллингеру (так полюбившихся в России), пытается симулировать ситуацию взаимоотношений Раи с мужем. И у нее получается. В том смысле, что ей удается привести подругу к «катарсису» – сильнейшему нервному срыву. И зритель узнает, что Раю стыдится муж-ученый. И не просто стыдится, а иногда и поколачивает. Вот тебе и легкая девушка Рая с завидной судьбой домохозяйки.

Режиссер спектакля Сергей Газаров остается верен своей задаче – ставить пьесы о людях, а не о ситуациях. «Ситуация завтра пройдет, останутся люди, – говорит он о новом спектакле. – Вся история человечества – это история о том, как люди пытаются договориться друг с другом. Отсутствие терпимости – вот главная проблема человечества. У кого есть право учить другого человека, как жить? Так и здесь в спектакле. Кто дал право Вале, которую играет Инга Оболдина, так издеваться и унижать свою подругу? Мы все живые люди. Давайте все будем сохранять атмосферу доверия и дружелюбия! Давайте будем толерантны друг к другу… Вот, собственно, пьеса об этом».

Сегодня фраза Михаила Бакунина, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, звучит довольно часто. Хотя мы, похоже, так и не научились применять этот совет в жизни. Хотя хочется цивилизации в отношениях или, как говорят сегодня продвинутые девушки, «высоких вибраций». Думается, поэтому спектаклю Сергея Газарова обеспечена долгая судьба.

Спектакль живой и яркий. Режиссер Газаров умеет создавать на сцене праздник. Салонный мир современных женщин воссоздан сценографом с узнаваемыми подробностями. А актерская игра выше всяких похвал. Инга Оболдина с ее ярко выраженным темпераментом здесь пришлась удивительно к месту. По кино мы помним, пластичность Инги позволяет ей быть любой: и грубой, и трогательной, и волевой, и вульгарной. Как и в этом спектакле – все у нее сразу. Предполагаем, что сама героиня Инги, как говорит Сергей Газаров, у драматурга Овчинникова выписана очень хорошо, но режиссер и актриса внесли много импровизации в этот образ.

Под стать Оболдиной и две другие актрисы. Ксения Худоба, очень напоминающая известную актрису Наталью Селезневу, тоже убедительна в роли Раи. Ее героиня должна бы представлять собой образ идеальной жены, которая встречает мужа на пороге и, конечно, если и не снимает с него сапоги, как это представила во время эксперимента Валя, то с обедом на столе – это уж точно. Но выясняется, что Рая идеальна, а вот муж от идеала совсем далек. Пилит, сравнивает с другими женщинами, иногда в спорах и руку готов поднять на нее. «Не бери трубку!» – учит Валя подругу правильному обращению с мужем. И не пускает выпившую Раю домой. Сама отвечает на звонки мужчины вместо Раи. Самоценность у подруги после бесцеремонного вмешательства Вали в ее личную жизнь растет прямо на наших глазах. Правда, с осознанностью дело обстоит хуже. Но первый шаг сделан: Рая задумалась о том, как она живет.

Колоритным получился образ прибалтийской женщины у актрисы Ольги Кузиной. Характерный для прибалтов вокализм и интонация при артикуляции явно удались. Ну и прибалтийская выдержка и невозмутимость переданы актрисой тоже достоверно.

Финал спектакля приближается неожиданно. Зритель, кажется, еще совсем не готов на выход. Он еще в ожидании новых сюжетных поворотов. А героини уже бегут. Торопятся с шарами и игрушками по звонку из комиссии по усыновлению детей в детдом. И этот бег, похоже, не только в корне изменит судьбу безмужней Гали, но и сделает осмысленней жизнь ее не очень-то счастливых подруг. Красивый финал… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саундрама по-ленкомовски

Саундрама по-ленкомовски

Елизавета Авдошина

Владимир Панков возглавит труппу Марка Захарова, не оставляя Центр драматургии и режиссуры

0
1214
 В РАМТ впервые поставили спектакль по новой книге Дмитрия Данилова "Пустые поезда"

В РАМТ впервые поставили спектакль по новой книге Дмитрия Данилова "Пустые поезда"

Елизавета Авдошина

Дорожные истории

0
2542
Христе Фриланд прочат триумф

Христе Фриланд прочат триумф

Данила Моисеев

Политик украинского происхождения может ненадолго стать премьером Канады

0
2493
Максим Виторган сыграл врача-психиатра

Максим Виторган сыграл врача-психиатра

Елизавета Авдошина

В независимом театре Леонида Робермана состоялась премьера спектакля "Ночь нежна"

0
3586

Другие новости