Сцена петербургского бала. Фото с сайта www.tagankateatr.ru
В репертуаре Театра на Таганке появился мюзикл «Онегин» – второй блок спектаклей намечен на конец января. Первый прошел задорно, равнодушных не оставил: кому-то достался «подогрев» (бутылочки одноименной продукции бросали зрителям), кому-то зашел актерский драйв, кто-то был возмущен слишком приземленным отношением к «энциклопедии русской жизни». Пожалуй, глубины, которая, казалось бы, просится, когда речь идет о великом сюжете, тут и правда нет – но есть своя концепция, которая умело воплощена в рамках заявленного жанра.
Собственно, мысль, которую закладывают авторы мюзикла – канадские композитор Веда Хилли и либреттист Эмьель Глэдстоун (к слову, на родине «Онегин» получил 10 «Джесси» – это главная театральная премия Канады), – проста: не пропустите любовь, этими словами в исполнении всей труппы, уже после финального дуэта героев, заканчивается спектакль. Режиссер Алексей Франдетти, чей «Суинни Тодд», обласканный «Золотыми масками», уже идет на Таганке, принес Ирине Апексимовой идею «Онегина», та ее не просто поддержала, но и сделала символом объединенного театра: спектакль играют на сцене бывшего «Содружества актеров Таганки», а в кастинге заняты артисты обеих трупп.
Играют, надо сказать, здорово: есть в артистах увлеченность материалом, вера в него, что дает спектаклю – а значит, и зрителю – энергию, драйв: в первом составе играют харихматичный Павел Левкин (Онегин), лиричный и, видимо, обожаемый публикой (охапка букетов на поклонах) Иван Коряковский (Ленский), романтичная Наталья Инькова (Татьяна), витальная Анастасия Вивденко (Ольга). Пожалуй, именно этим он и ценен прежде всего. Правда, при условии, что зритель отключает завышенные ожидания от драматургии, не требует высокого пушкинского слога и музыкального гения Чайковского (это, конечно, немало) – то есть приходит, как говорится, с открытым сердцем. Очевидно, концепция «офигительного Онегина» (это цитата) имеет четкую аудиторию – подростки, фанаты TikTok и прочие, для которых эта постановка вполне может стать ступенькой к прочтению романа, походу в оперу, или как минимум побудит поразмышлять на заданную тему «как распознать любовь».
Авторы мюзикла идут по канве оперы Чайковского, начальный квартет, сцена письма, объяснение Онегина, именины Татьяны и куплеты Трике (здесь – хозяин брассерии), сцена дуэли (гонка на мотоциклах, в результате которой один из героев «погибает» – без натурализма, уходит через зрительный зал), с предваряющей ее арией Ленского, петербургский бал с арией Гремина, страдания Онегина и финальный дуэт.
Ансамбль, несмотря на скромный состав (клавишные, ударные, виолончель и гитара), лихо звучащий (музыкальный руководитель постановки Армен Погосян), виден в окнах ветхой усадьбы, под крышей. Музыка в стиле инди-рок, к сожалению, не изобилующая хитами, подсказала Франдетти художественное решение спектакля. Бродячая труппа молодых артистов колесит по американской провинции на старом грузовике: в кабине которого висит афиша спектакля «А зори здесь тихие» – оммаж Театру на Таганке, как и цитата из спектакля, где женский ансамбль моется в бане. Кузов его – и сцена, и гримерка, и дом – в петербургском акте меняет бортики на чугунную решетку, становясь разводным мостом, эффектно возносящим Татьяну к колосникам, возвышая над поверженным Евгением (хотя с именами здесь не особо церемонятся, герои здесь – Оля, Володя, Женя, Таня). Сценограф и художник по костюмам Анастасия Пугашкина изобретательно подошла к нарядам, которые сочетают сюртуки и косухи, казаки и туфли, кружево и толстовки, мех и футболки. В сцене петербургского бала на героях – реплики костюмов из первого акта, только в белом цвете (зима!), а головные уборы гостей – головы животных и птиц, где Онегин, конечно, медведь – по Пушкину.
комментарии(0)