Фото предоставлено пресс-службой конкурса
Вятское – село необычное. Оно известно с 1420-х гг., здесь никогда не было крепостного права, процветала торговля, активно развивался огуречный промысел. Появлению огуречного промысла способствовало уникальное сочетание свойств местных почв, воды и технологий засолки. Хруст вятских соленых огурцов знавала вся Россия, продукция поставлялась к Императорскому двору и за границу. Вятское славилось искусными мастерами-отходниками: штукатурами, лепщиками, кровельщиками, печниками. Артели вятских мастеровых возводили Санкт-Петербург с первых дней его основания. На малую Родину крестьяне возвращались состоятельными людьми, и весь свой строительный опыт воплощали в строительстве домов. Так Вятское обретало свой яркий архитектурный образ, напоминающий Северную столицу. Сегодня Вятское представляет собой уникальный градостроительный комплекс XVIII-XIX веков с более чем пятьюдесятью объектами культурного наследия, бывшими в прошлом купеческими и крестьянскими домами, чайными и трактирными заведениями. Более тридцати памятников отреставрированы, наполнены новым функциональным назначением и включены в деятельность Историко-культурного комплекса «Вятское».
Вятские крестьяне перенимали и столичную культуру, привозили в село музыкальные инструменты. Примеры таких механизмов сейчас можно увидеть в сельском музее «Звуки времени». В XIX веке в селе был создан музыкальный оркестр вятской вольной пожарной дружины. В народном доме они на постоянной основе проводили ёлки и концерты для жителей села. В Музее русской предприимчивости, рассказывающем о жизни и быте жителей села, находится экспозиция, иллюстрирующая деятельность пожарной дружины. Наряду с пожарной каской и предметами для тушения пожаров здесь можно увидеть инструменты музыкальные.
Возрождение села, начатое десять лет назад с реставрации старинных домов, повлекло изменения в понимании принципиально нового вектора развития села. Вслед за периодом реиндустриализации села в 1990-е годы, Вятское обрело новую и, как показала практика, экономически эффективную стратегию развития: с опорой на культурное и творческое развитие. С реставрацией купеческих домов в Вятском одновременно началась работа по возрождению местной культуры и традиций. Сформировалось сообщество друзей Вятского, среди которых известные деятели культуры, науки, артисты. Первую скрипку здесь играет оперная дива Любовь Казарновская, однажды приехавшая в село отдохнуть, и навсегда влюбившаяся в Вятское.
Музыка играет большую роль и в международном сотрудничестве Вятского, ведь она не нуждается в переводе, это универсальный язык международного общения. Активно ведется работа с международной Ассоциацией «Моцарт», российская штаб-квартира которой находится в Вятском. И это не случайно, ведь в 1989 г. от выдающегося дирижера и директора Зальцбургского фестиваля Герберта фон Караяна именно Любовь Казарновская получила приглашение петь «Реквием» Моцарта и роль Графини в его опере «Свадьба Фигаро» в юбилейный год композитора (200-летие со дня смерти), став первой русской певицей, исполнившей его произведения на родине солнечного гения в Зальцбурге (1991 год).
Одним из центральных музыкальных начинаний Вятского стал одноименный музыкальный конкурс, состоявшийся в этом году уже в пятый раз – отметил свой первый маленький юбилей. Казарновская – его президент, она активно привлекает в работу жюри конкурса ведущих музыкантов современности. Не стал исключением и 2021 год: в жюри вошли такие известные люди как Полина Федотова, Александр Тростянский, Кирилл Родин и др. В конкурсе могли принять участие музыканты и артисты от 7 до 33 лет (они разделены на четыре группы) в четырех номинациях: «Духовые инструменты», «Академический вокал», «Фортепиано», «Струнно-смычковые инструменты». Сама Казарновская возглавила вокальное жюри конкурса.
Итоговый гала-концерт конкурса прошел на сцене Концертного зала имени Собинова Ярославской государственной филармонии – он стал настоящим праздником музыки и хорошего вкуса. Своим искусством публику порадовали юные музыканты – лауреаты конкурса: тромбонист Николай Кондрашов, скрипачка Анисия Артемова, пианисты Дарья Козлова, Ирина Пушкарева и Георгий Черкасов, флейтистка Стефания Лопухина. В их исполнении прозвучали сложнейшие, виртуозные произведения, такие например, как «Цапатеадо» Сарасате, «Масленица» из балета Стравинского «Петрушка», «Цвета» Берта Аппермонта, Вальс Годара, этюды-картины Рахманинова и пр.
Основной акцент гала-концерта пришелся на вокал, поскольку певцы состязались последними в Вятском – им, как говорится, и карты в руки. Удивили совсем маленькие победители – Кира Трусенкова, Александр Чагин, Алексей Антипичев, Илья Понти: неожиданно услышать столь яркое, интонационно точное, насыщенное пение от маленьких детей – настоящее чудо природы и человеческого труда (самих конкурсантов, их педагогов и родителей).
Среди победителей во взрослых категориях (юношеской и старшей) абсолютно доминировал женский вокал. Драматичной Эвридикой из оперы Глюка предстала Софья Сакания, нежно-пастельной Манон из оперы Массне – Яна Ахапкина, напористой и феноменальной владеющей разбросом диапазона в сложнейшей арии моцартовской Фьордилиджи – Анжелика Герц, кокетливой Церлиной – Евгения Петрушина. Первую премию получила Юлия Фадеева, чье по-архиповски культурное и звонкое меццо проникновенно исполнило песню Марфы из «Хованщины». Но все же на концерте были и кавалеры-певцы – прекрасные баритоны: Илья Терехин (первая премия в юношеской группе) порадовал пониманием стиля в хитовой арии моцартовского Фигаро, а специальный гость вечера (победитель прошлых конкурсов в Вятском) Александр Ершов прочувствованно исполнил не менее знаменитую каватину Валентина из «Фауста» Гуно.
комментарии(0)