Сергей Женовач, не дожидаясь окончания контракта, покинул МХТ им. Чехова. Формально – по собственному желанию. Фото агентства «Москва»
Уходящий год неожиданно был насыщен премьерами кадровыми. Столица жила в интригующем ожидании смены руководства известных театров. Два федеральных театра, когда-то бывших единым коллективом, спустя несколько сезонов вновь ждала перекройка штата.
Во МХАТе им. Горького Эдуарда Боякова сменил Владимир Кехман – и театр теперь работает под началом гендиректора. МХТ им. Чехова расстался с Сергеем Женовачом, на место худрука назначен Минкультом Константин Хабенский. В первом случае православных скреп, кажется, не хватило – для учредителя, а во втором – скреп театра консервативного, напротив, оказалось для труппы избыточно. Повторные переизбрания «власти» за столь короткий срок показали, что идеологические назначения сверху рано или поздно оказываются нежизнеспособными.
Александр Ширвиндт спустя несколько затяжных десятилетий в Московском театре сатиры уступил свое кресло Сергею Газарову. Сам народный артист занял должность президента театра (аналогичный статус получали в своих театрах Татьяна Доронина и покойный Владимир Андреев). В определенном смысле это возможность дать худрукам в почетном возрасте (больная тема для российского театра!) достойное место в театре, если они готовы уступить свои функциональные полномочия молодой смене.
Должность худрука в гостеатре показала свою неоднозначность в современных реалиях. За XX век сложилось представление, что для русского театра возможна только одна творчески состоятельная модель – театр должен вести художественный лидер-режиссер. Сегодня этот постулат театры зачастую оспаривают. В России активно развивается и западная модель – драматическим театром может успешно руководить директор. Знаменитый актер во главе театра также стал историей успеха благодаря Олегу Табакову и его ученикам – Евгению Миронову и Владимиру Машкову. На каждый пример есть и антипример: Театр сатиры после расцвета времен Валентина Плучека при Ширвиндте медленно приходил к застою, «Ленком» после смерти Марка Захарова, существуя под руководством директора Марка Варшавера, к подобному застою приближается.
2021 год дал понять, что авторитарно насаждаемая художественная политика взамен творческого плюрализма может привести к управленческому провалу (эпоха Женовача в чеховском МХАТе). Или расколу в труппе, если внедряется обособленно, в формате хайпа и ребрендинга (эпоха Боякова в горьковском МХАТе).
Кажется, есть ли разница, кто управляет театром, если театр выпускает премьеры, может приглашать разных режиссеров на постановки, а зрители приходят – голосуют рублем и актеры хотят работать? Но именно ключевой вопрос – чем театр отличается от продюсерского бюро или проектной площадки – и должен определять фигуру лидера, транслирующего объединяющую идею для труппы и шире – подготавливая театру место в истории.
комментарии(0)