В конце года культурные мероприятия стали доступны только с QR-кодом. Фото РИА Новости
Несмотря на продолжающуюся уже второй год и пока что – по крайней мере в России – неравную борьбу с пандемией, а также всевозможные связанные с этим ограничения, культурная жизнь, как в столице, так и в других регионах страны, не остановилась. Столичные кинотеатры в 2021 году закрывали всего на неделю в конце октября – начале ноября, что повлекло перенос некоторых премьер, но не такой масштабный, как в 2020-м (чуть позже, но не более чем на два месяца от запланированной даты, вышли фильмы «Купе номер 6», «На близком расстоянии», «Спенсер», «Последняя дуэль»). Зато в этом году состоялись несколько ожидаемых еще с прошлого релизов, вроде «Дюны» и «Не время умирать» – оба фильма в итоге оказались в топ-15 по сборам в отечественном прокате.
Закрытые границы не помешали триумфальному присутствию российских фильмов на зарубежных фестивалях – в Каннах, Венеции, Карловых Варах, Локарно, Сан-Себастьяне. Отовсюду отечественные режиссеры привозили призы, если не основного конкурса, то параллельных программ. Предыдущий год всемирного локдауна принес определенные плоды, как качественные, так и количественные: фильмы не только удалось «довести до ума», но и накопить весьма внушительный пакет проектов. А доступность кинотеатров, в том числе из-за отсутствия необходимости наличия QR-кодов для их посещения, дала возможность зрителю посмотреть фестивальные хиты почти сразу после их международных премьер.
Столичным театрам и музеям, в отличие от кинотеатров, пришлось в каком-то смысле труднее – регламентировалась заполняемость залов, обязательным стало наличие QR-кодов (в некоторых регионах, впрочем, коды начали требовать и рестораны, и общественный транспорт, и гостиницы). Тем не менее прошлогоднее закрытие культурных учреждений при работающих торговых центрах в этом году власти решили не повторять даже во время недельного осеннего локдауна. Музеи в 2021-м попытались показать, что, несмотря на трудности и убытки, выставочная жизнь продолжается. Даже и с международными проектами, которых было немало: в частности, Пушкинский музей представил и выставку Билла Виолы (но тут речь о видео-арте, что в смысле логистики проще), и сиенскую живопись, сейчас главное здание отдано в кураторскую власть знаменитого Жан-Юбера Мартена, смело сопоставившего все со всем. В Третьяковке идет большой проект «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», но главное впечатление в выставочном процессе оставила другая международная выставка – «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии». Ну, а под занавес года наконец-то открылось новое выставочное пространство – Дом культуры ГЭС-2 фонда V-A-C, реконструировал его Ренцо Пьяно, и пока архитектура выигрывает в соревновании с проектами открытия.
Похожая ситуация сложилась и в театре, с той лишь разницей, что некоторые частные и небольшие труппы все же прекратили свое существование, не сумев выйти на достаточный уровень окупаемости в условиях ограничений. В целом же, будто в противовес «закрытой» Европе, российская сцена в этом году стала площадкой для немалого количества не только отечественных, но и международных проектов (например, опера «Саломея» в Большом), а также гастролей звезд мирового уровня вроде Анны Нетребко.
комментарии(0)