0
4047
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2021 16:24:00

Суд рассмотрит иски уволенных из Театральной Школы К. Райкина педагогов

Будущее мастерской, давшей российскому театру и кино многих прекрасных актеров - под угрозой

Тэги: ВШСИ, суд, конфликт, увольнение, полина райкина, ренат мамин, анатолий полянкин


ВШСИ, суд, конфликт, увольнение, полина райкина, ренат мамин, анатолий полянкин Здание ВШСИ - Театральной школы Константина Райкина. Фото с сайта youstudynew.com

В декабре и январе состоятся два судебных разбирательства по делу об увольнении ректором «Высшей школы сценических искусств» (ВШСИ) Анатолием Полянкиным ведущих педагогов школы – Полины Райкиной и Рената Мамина. Об этом “НГ” сообщили сам Ренат Мамин и его адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Валентин Петров. Преподаватели и студенты ВШСИ оценивают увольнение ключевых сотрудников как результат планомерных действий ректора, направленных на разрушение уникальной педагогической мастерской Константина Райкина, которая дала российскому театру и кино многих прекрасных актеров.

Уволенные педагоги незаменимы

Изначально ВШСИ носила название Театральной школы Константина Райкина. Однако, как утверждают юристы, летом 2020 года ректор школы Анатолий Полянкин единолично преобразовал ее в автономную некоммерческую организацию ВШСИ, исключив при этом из состава учредителей некоммерческую организацию «Фонд поддержки и развития культуры» имени А. И. Райкина, учредителями которой являлись сам Константин Райкин и Анатолий Полянкин. Как сообщали СМИ, “единственным учредителем теперь является ООО, которое принадлежит тому же Полянкину”.

В августе 2021 года из ВШСИ были уволены два ключевых сотрудника школы — педагог по сценическому танцу Ренат Мамин и ведущий педагог по актёрскому мастерству Полина Райкина. Сотрудники Школы, возмущенные этим фактом, попытались оспорить это решение, но Полянкин отказался его пересмотреть, после чего Мамин и Райкина подали исковые заявления в Останкинский районный суд Москвы о восстановлении их на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

«Мы считаем, что было незаконное увольнение, а точнее - непродление договора, поскольку это произошло, когда мы были в отпуске, вне Москвы, и не могли должным образом отреагировать, - говорит Ренат Мамин. – Наши договоры о трудоустройстве должны быть бессрочными. О причинах увольнения долго гадать не приходиться: мы были против того, чтобы Полянкин занимал этот пост, поскольку считаем его действия по реорганизации школы как минимум сомнительными, неправомерными и направленными на завладение имуществом ВШСИ».

Увольнение педагогов не могло не сказаться на учебном процессе. «Уже целый семестр студенты не получают навыков по предмету «сценический танец», который кроме меня в школе никто не преподает, и это представляет собой нарушение одобренной Министерством образования программы обучения и договорных отношений со студентами, - утверждает Ренат Мамин. – Кроме того, среди студентов обстановка нервозная: они видят, что Полянкин равнодушен к школе».   

По мнению адвоката Валентина Петрова, Полянкин ведет себя некорректно по отношению к сотрудникам и своей деятельностью наносит вред самой Школе, ректором которой он все еще является. “Понятно, что он давит таким образом на окружение и мастерскую Константина Аркадьевича, которая создавалась многие годы из творческих единомышленников», - говорит юрист. Как утверждает Петров, объективных причин для увольнения педагогов не было. «С большой долей вероятности они будут восстановлены на работе. В очередной раз станет понятно, что это незаконное увольнение и что это использовалось для давления на Райкина», — заключил адвокат.

К этому располагает и незаменимость именно этих педагогов для ВШСИ. «В театральных школах и вузах так не бывает, чтобы студентов передавали из рук в руки, - говорит преподаватель актерского мастерства ВШСИ Роман Матюнин. – Сценическое обучение – это непрерывный процесс, это командная работа студентов и педагогов. Преподаватель на протяжении нескольких лет ведет студента, корректирует его, зная сильные и слабые стороны. А сейчас этот процесс прервался, студенты утрачивают навыки, потому что Полину Райкину и Рената Мамина заменить некем».

Мнение студентов созвучно тому, что думают педагоги о сложившейся ситуации – ВШСИ много теряет от того, что Райкина и Мамин не ведут занятия. «Они (Мамин и Райкина. – “НГ”) всегда были связующим звеном между студентами, преподавателями и руководством школы, - говорит выпускник ВШСИ Ярослав Зенин. - Сейчас дети ходят растерянные, им не к кому подойти с творческими вопросами. У Полины Константиновны вообще особая методика преподавания, индивидуальный подход: она занимается не просто обучением, а скорее воспитанием студентов, они к ней как к матери подходят и со своими личными проблемами. Ренат Рустамович тоже уникальный преподаватель. Он профессиональный артист балета, и мало кто способен добиться таких результатов в обучении сценическому танцу драматических артистов».

Ключевую проблему в построении учебного процесса в ВШСИ сегодня Роман Матюнин видит в том, что нет никакого диалога между Полянкиным, педагогами и студентами. «Театральные учебные заведения требуют беспрерывного решения каких-то творческих и хозяйственных вопросов. В результате страдает учебный процесс, потому что: то нет инвентаря, то нет техперсонала для постановки спектаклей, то студентам элементарно негде поесть, а они весь день проводят в школе, и еще много чего... И решать эти вопросы сейчас не с кем», - отметил Матюнин. Как ранее сообщали СМИ, студенты в сентябре даже написали обращение на имя Анатолия Полянкина с требованием вернуть на работу Мамина и Райкину.

Не только увольнения

Между тем дело об увольнениях в ВШСИ — не единственное разбирательство с участием Полянкина. 4 октября состоялось заседание Мосгорсуда по рассмотрению иска о ликвидации «Фонда поддержки и развития культуры» имени А. И. Райкина, истцом по которому выступает его соучредитель Полянкин. Фонд был зарегистрирован в 2002 году, его целью являлась материальная помощь деятельности ВШСИ и театру «Сатирикон».

В собственности фонда находились здание Школы, открытый театр и гостиница. Однако, как сообщает “Газета.ру”, в 2015 году помещения гостиницы по предложению Полянкина были переведены во владение специально созданного ООО «Райкин Плаза» якобы для упрощения операционной деятельности. Тогда 51% в ООО принадлежали самому Полянкину, а 49% — фонду, но позднее Полянкин, как говорит Валентин Петров, введя в заблуждение Райкина, получил контроль над оставшимися 49% и стал единоличным собственником организации.

«Требования Полянкина о ликвидации фонда с большой долей вероятности направлены на то, чтобы здание Школы было передано в результате ликвидации из собственности фонда в собственность ВШСИ», - говорит Валентин Петров. «Дело в том, что в августе 2020 года Анатолий Полянкин вывел фонд из учредителей ВСШИ, оставив в ней единственным учредителем ООО «Райкин Плаза», на 100% принадлежащую Анатолию Полянкину», - поясняет он. Именно поэтому бывший заместитель директора Российского института истории искусств Виктор Голомбевский видит риски в попытках Анатолия Полянкина ликвидировать фонд. «Фонд создавался как инструмент для независимого от госбюджета финансирования театра «Сатирикон», а в дальнейшем, возможно, и ВШСИ, - поясняет Голомбевский.

Правосудие в этом споре встало на сторону Константина Райкина: Мосгорсуд отказал Анатолию Полянкину в ликвидации Фонда, оставив в силе решение суда первой инстанции. В мае 2021 года Полянкин уже подавал в Останкинский суд Москвы заявление с требованием ликвидации Фонда, но оно не было удовлетворено.

Эта ситуация, связанная с действиями Анатолия Полянкина, как отмечают знакомые с ситуацией вокруг ВШСИ и «Сатирикона» эксперты, негативно влияет на образовательный процесс в школе и может разрушить создававшуюся десятилетиями мастерскую Райкина, где педагоги развивают таланты своих студентов и таким образом вливают в российский театр и кинематограф свежую кровь. Эти молодые артисты не только неоднократно заявляли о себе победами на международных студенческих конкурсах, но и после выпуска занимают достойное место в коллективах ведущих театров страны, снимаются в кино. «Все эти разбирательства очень прискорбны. Школа Райкина за эти годы доказала свою состоятельность. И её созидательный творческий характер в наше время особенно ценен», - подчеркнул Виктор Голомбевский. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
1000
«Не кошмарить бизнес» у властей пока не получается

«Не кошмарить бизнес» у властей пока не получается

Екатерина Трифонова

С предпринимателями разбираются по Уголовному кодексу вместо налогового, гражданского и арбитражного законодательства

0
1198
Сирийский «котел с неприятностями»

Сирийский «котел с неприятностями»

Геннадий Петров

Страна оказалась точкой пересечения интересов многих государств, и это не предвещает ни ей, ни им ничего хорошего

0
863
Выгодно ли Эрдогану крушение режима Асада

Выгодно ли Эрдогану крушение режима Асада

Энгин Озер

Турция может достичь сразу нескольких целей, но перспектива конфликта Израиля и Ирана все осложняет

0
1480

Другие новости