0
4653
Газета Культура Печатная версия

19.12.2021 17:51:00

"Декабрьские вечера" делают ставку на новейшую музыку

Куратор знаменитого фестиваля Юлия Де-Клерк – о поисках нестандартных программных решений и желании привлечь молодую публику

Тэги: пушкинский музей, музыкальный фестиваль, декабрьские вечера, святослав рихтер, юлия де клерк, интервью


пушкинский музей, музыкальный фестиваль, декабрьские вечера, святослав рихтер, юлия де клерк, интервью Фото с сайта ГМИИ им. Пушкина /decemberfest.pushkinmuseum.art/

В ГМИИ имени Пушкина проходит XLI Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», основанный ровно 40 лет назад Ириной Антоновой и Святославом Рихтером. В этом году фестиваль, объединивший музыку, слово, театр и танец, получил название «Вариации в свободном стиле»: в основе программ лежит принцип «фантазийности» и «линейной перспективы». Сочинения разных музыкальных эпох, которые исполняют крупные российские и зарубежные музыканты, вступают в диалог с сюжетами выставки ГМИИ «Бывают странные сближенья…». Музыкальный критик Надежда ТРАВИНА встретилась с куратором «Декабрьских вечеров», заведующей отделом музыкальной культуры ГМИИ, директором Мемориальной квартиры Святослава Рихтера Юлией ДЕ-КЛЕРК, чтобы поговорить о любопытных пересечениях в программе, о реакции публики на исполнение современной музыки и о большом событии – о приезде ансамбля Klangforum Wien.

Юлия Исааковна, как идейно и тематически перекликается концепция фестиваля с выставкой Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья…» в ГМИИ?

– Как вы знаете, «Декабрьские вечера» – это фестиваль, который всегда неразрывно связан с выставкой. В этом году у нас была очень сложная задача. Тема, предложенная Мартеном, нетривиальная, это, безусловно, новое движение в музее. Выставка вызывает много дискуссий, но заставляет людей думать, размышлять, непосредственно реагировать на то, что мы видим. Идея куратора состояла в том, чтобы показать несостоятельность определенных стереотипов выстраивания произведений искусства по хронологии, с точки зрения эволюции стиля – каждый предмет на выставке абсолютно самодостаточен и вступает в диалог с другими артефактами и экспонатами. И поскольку экспозиция апеллирует к визуальному впечатлению человека, который видит эти «странные сближенья», то перед нами стояла задача придумать свою альтернативную историю, которая отвечала бы этой концепции уже на музыкальном уровне. Я считаю, что в нынешнем году мы проводим революционный фестиваль. Такого на «Декабрьских вечерах» раньше не было – это и обилие современной музыки, программы, которые не повторяют «темы» друг друга, выдающиеся российские и зарубежные артисты, готовящие эксклюзивные проекты и мировые премьеры. Мы назвали фестиваль «Вариациями в свободном стиле», предлагая слушателям включиться в увлекательную игру воображения, сопоставляя визуальные и слуховые впечатления.

Какие наиболее «странные сближенья» вы могли бы выделить в программах фестиваля?

– Собственно, они были уже на первом концерте! Фестиваль открылся важной концептуальной темой – «Метаморфозы». Многочисленные превращения так или иначе постоянно присутствуют на выставке, а для музыки как временного искусства метаморфоза – это ее онтологическое свойство, музыкальная форма не существует без преображения. На концерте-открытии прозвучала мировая премьера сочинения Александра Вустина «Юбиляции» для камерного оркестра, написанного им незадолго до кончины, «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, Трио-соната Альфреда Шнитке в обработке Юрия Башмета для камерного ансамбля и «Пять отражений» Кузьмы Бодрова, где автор использовал в качестве лейт-темы для «странных сближений» 24-й каприс Паганини для скрипки соло. От него же тянется арка к финалу «Декабрьских вечеров» – программе, которая называется «Движелище», если использовать слово, которое придумал Петр Сувчинский. Начнется концерт с «Вечного движения» Паганини – это знаковое для периода романтизма виртуозное сочинение предстанет в новом обличье, поскольку будет звучать в переложении Петра Айду для скрипки и пианолы. Затем будет исполнен культовый для 1920-х годов опус – «Механический балет» Джорджа Антейла в авторской редакции 1953 года для четырех роялей и ударных. Сочинение, пронизанное духом урбанистики, магией «механического движения», воспевающее «гениальную машинерию», захватывает энергией ритмических формул и повторяющихся вариантов остинатных мотивов. Завершится «Движелище» «Музыкой для 18 инструментов» Стива Райха – классикой американского минимализма, также воспевающей «движение как таковое».

Одна из моих любимейших программ, где обнаруживаются неожиданные «странные сближенья», – это «Хождение за три моря». Когда я ее предложила Владимиру Тарнопольскому, он сразу сказал: «Конечно, берем!» Мы с ним записали большую беседу на тему «Восток–Запад» (она выложена на сайте фестиваля), где попытались ответить на вопросы, так же ли европейцы сейчас влюблены в Восток, как в начале XX века, насколько этот диалог культур равноправный и как две картины мира влияют друг на друга. Экзотика Востока и «ориентальная мифология» перекликается с еще одной программой фестиваля – «Магией маски».

Название отсылает к нашей сегодняшней действительности?

– Нет, здесь ритуальная маска предстает как многозначный символ, влекущий за собой ряд ассоциаций и вечных сюжетов. Отталкиваясь от темы «ритуальной маски», мы не хотели впасть в этнографизм и внешнюю иллюстративность. Сразу было понятно, что в проекте будет современная музыка и современная хореография. Я обратилась к композитору Ираиде Юсуповой, поскольку она давно работает в синтетических жанрах и с электроникой, а также к режиссеру-постановщику, хореографу Алле Сигаловой. Алла дала согласие после того, как услышала музыку, у нас были своего рода «пробы пера». Для драматургического контраста Ираида обратилась к современным композиторам, которые разрешили ей взять сэмплы из своих сочинений. «Музыкальными донорами» стали Алексей Сюмак, Владимир Мартынов, Владимир Николаев, доверившиеся Ираиде Юсуповой и давшие ей полный карт-бланш.

Среди участников «Декабрьских вечеров» – несколько зарубежных ансамблей. Как их удалось привезти в условиях фактически закрытых границ?

– Музей изобразительных искусств идет на большие риски. Конечно, были сложности. В самый последний момент не смог приехать замечательный ансамбль Aedes, о чем я очень жалею. Другой знаменитый французский ансамбль – Court-Circuit, к счастью, приехал, и мы даже организовали в день концерта встречу с их дирижером Жаном Деруайе.

Также среди участников фестиваля – один из лучших ансамблей новой музыки в мире Klangforum Wien. Если не ошибаюсь, в Москве этот коллектив в последний раз выступал аж в 1997 году на «Московском форуме». Какие задачи вы перед ним поставили?

– Мы попросили их подготовить новую программу под названием «Геометрия контрапункта». В нее вошли произведения композиторов, у которых сложилась своя оригинальная концепция полифонической музыки, соединения линеарного и вертикального мышления. Это сочинения Беата Фуррера, Дьердя Лигети, Карлхайнца Штокхаузена и Антона Веберна. В процессе обсуждения программы у нас с ансамблем возникли дискуссии. Например, австрийские музыканты отказывались играть Баха, а нам казалось, что именно с полифонии Баха логично проложить путь к контрапункту в современной музыки. В итоге Klangforum Wien предложил замечательный и неожиданный выход, еще более интересный. Ансамбль заказал новое сочинение Клаусу Лангу. Композиция называется Eine Bearbeitung von Ockeghem, и в ней Ланг соединил тему из католической Мессы Окегема, творчеством которого восхищается, с современным музыкальным языком. А еще, что удивительно, на создание этого сочинения Клауса Ланга вдохновил образ православной иконы, точнее свечение, исходящее от ризы.

В программах «Декабрьских вечеров» неизменно присутствуют произведения XX–XXI веков, но в этом году этот акцент заметно усилен – 6 из 11 концертов посвящены новой музыке. С чем связан этот перевес?

– Он продиктован выставкой Жан-Юбера Мартена, где показано, как современное искусство постоянно находится в диалоге («странных сближеньях») с искусством прошлого. Открою секрет: изначально мы готовили совершенно другую программу, поскольку планировалась выставка братьев Морозовых, но в итоге она переехала на весну из-за пандемии. И с марта этого года стало ясно, что нужно придумывать новый фестиваль с совершенно иным подходом к формированию программ и акцентом на современности в широком смысле этого слова.

Не отпугнет ли это «музейную» публику?

– Не думаю. Я могу сказать, что на концерт Klangforum Wien все билеты давно проданы. На концерте ансамбля Court-Circuit не было случайных посетителей – овацию устроили наши музыканты, оценившие и качество звука, и мастерство их коллег, и сами сочинения. Конечно, хотелось бы, чтобы на «Декабрьские вечера» приходили ценители новой музыки. На выставки современного искусства приходит же молодежь! Мы понимаем, что есть консервативная публика, не готовая слушать программы с музыкой XX–XXI веков, но, с другой стороны, такие фестивали, как «Московский форум», «Другое пространство» или «Возвращение», доказывают обратное. Вспомним, что Святослав Теофилович Рихтер начинал фестиваль «Декабрьские вечера» в 1981 году с молодежью, которую называли «бандой Рихтера». Сегодня это легенды и золотой фонд отечественной исполнительской школы: Юрий Башмет, Наталия Гутман, Олег Каган, Виктор Третьяков, Василий Лобанов, Эрик Курмангалиев, Нэлли Ли и другие. И он не боялся с молодыми музыкантами пропагандировать новую музыку. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Будущее образования – быстрые и пластичные форматы взаимодействия

Будущее образования – быстрые и пластичные форматы взаимодействия

Антон Зверев

Отказываясь развивать аспирантуру, общество стреляет себе в ногу

0
647
О вкусной и здоровой пище во Фландрии XVII века

О вкусной и здоровой пище во Фландрии XVII века

Дарья Курдюкова

Снейдерс и все-все-все в Пушкинском музее

0
1589
Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Виктор Александров

Художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра о любви к великому композитору, гендерном вопросе в профессии и дирижерском долголетии

0
2867
Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Истина на кончиках пальцев

0
3090

Другие новости