0
3060
Газета Культура Печатная версия

14.12.2021 19:31:00

Брат Иван и диалогичность. В Пушкинском музее обьявили планы на 2022 год

Тэги: пушкинский музей, выставки


275-7-2480.jpg
Полотна Арчимбольдо приедут в Москву
через год. Джузеппе Арчимбольдо. Вертумн
(Портрет Рудольфа II).  1590. Швеция,
замок Скоклостер
Строительство музейного городка ГМИИ многих интересует не меньше будущих выставок, но пандемийный кризис, конечно, сказывается и тут. Пока, как говорит директор Пушкинского музея Марина Лошак, все идет по плану, к концу 2023 года должны закончить депозитарно-реставрационный и выставочный комплекс, однако надо учитывать, что стройматериалы подорожали на 30–50%… Что касается будущего выставочного графика, в музее хотят раз в полтора года обновлять постоянную экспозицию, а во временных проектах от концепции выставки-монолога перейти к диалогичности, как в проекте Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья».

Летом, 27 июня, в главном здании наконец-то откроется выставка «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых», версии которой уже видели в Петербурге, а сейчас показывают в парижском Fondation Louis Vuitton. По словам Марины Лошак, этот проект будет выстроен иначе, чем щукинский: в частности, от исключительно искусствоведческого разговора в музее хотят прийти к социологической теме меценатства, в том числе сегодняшнего меценатства в моногородах. Одновременно в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Ольга Шишко представит «ПУШ. Историю движущегося изображения», задуманную рифмой к морозовскому блокбастеру. Коллекционируя, Иван Морозов воображал свое идеальное собрание, ГМИИ делает примерно то же, поэтому помимо работ из собственных фондов в «ПУШ» будут и произведения, о которых пока на Волхонке только мечтают (но, к слову, среди итогов этого года новая партнерская программа, благодаря которой музей приобрел видеоарт: «Шотт-эль-Джерид (Портрет в тепле и свете)» и «Обратное телевидение – Портреты зрителей» Билла Виолы и «Смену» Полины Канис). Часть вещей с выставки «ПУШ» интегрируют и в главное здание.

Откроется новый сезон в конце февраля первым за 20 лет большим, в 400 предметов, обращением к Древнему Египту. Экспозиция «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» подготовлена с Курчатовским институтом, и одной частью нарратива станут данные о недавних исследованиях, а другой – современность в виде рефлексии режиссера Андрея Сильвестрова. Одновременно с египетским бессмертием Ирина Затуловская покажет в музее выставку «Ткань жизни».

С середины марта в Галерее искусства Европы и Америки будет работать «Атанор. Котел алхимика», выставка-метафора слепоты и ослепления, размышление о незрительном восприятии. Кураторы работают с очень разным материалом – от живописи Рембрандта до инсталляций Олафура Элиассона, который создаст произведение специально под проект. На этой площадке год завершится обменом с Музеем Израиля в Иерусалиме: ГМИИ отправит туда классику, «Пять веков истории рисунка», в Москву привезут XX век – «От Пикассо до Кентриджа».

К «Декабрьским вечерам» Пушкинский музей надеется наконец-то собрать «Век Арчимбольдо», выставку планировали еще на 2020-й, но вмешалась пандемия. С Арчимбольдо трудно, Лошак говорит, обычно музеям удается объединить около 10 его работ, в ГМИИ ждут хотя бы семь, зато оставшееся время и пространство посвятят эпохе маньеризма, одному из периодов искусства, вызывающих противоречивые оценки и интересных уже по этой причине.

Жизнь часто корректирует планы, но в музее без долгой подготовки нельзя, и о расписании на 2023-й тоже кое-что известно. 50-летие смерти Пикассо вспомнят проектом «Пикассо и марксизм», который готовят с Институтом Курто. С Национальной галереей Лондона работают над выставкой о влиянии импрессионизма на европейскую культуру. А историк, знаменитый прежний директор РГАЛИ, куратор Дома текста ГМИИ Татьяна Горяева и теоретик искусства, философ Михаил Ямпольский создают проект «Жизнь. Смерть. Лицо. Тело», исследование о человеке в пяти главах, которое, что логично, распространится на все музейное пространство. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Современность из архива

Современность из архива

Дарья Курдюкова

Винзавод вспоминает свою историю, концентрируясь на новых направлениях работы

0
3711
 ВЫСТАВКА "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России"

ВЫСТАВКА "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России"

0
5779
Современность развернули в прошлый век

Современность развернули в прошлый век

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее упраздняют один из самых энергичных отделов, который специализировался на современном искусстве

0
4825
На ВДНХ представили книгу о том, как выставки меняли Москву

На ВДНХ представили книгу о том, как выставки меняли Москву

Галина Грачева

История столичных экспозиций позволяет по-новому взглянуть на развитие мегаполиса в XX веке

0
7295

Другие новости