Полотна Арчимбольдо приедут в Москву через год. Джузеппе Арчимбольдо. Вертумн (Портрет Рудольфа II). 1590. Швеция, замок Скоклостер |
Летом, 27 июня, в главном здании наконец-то откроется выставка «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых», версии которой уже видели в Петербурге, а сейчас показывают в парижском Fondation Louis Vuitton. По словам Марины Лошак, этот проект будет выстроен иначе, чем щукинский: в частности, от исключительно искусствоведческого разговора в музее хотят прийти к социологической теме меценатства, в том числе сегодняшнего меценатства в моногородах. Одновременно в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Ольга Шишко представит «ПУШ. Историю движущегося изображения», задуманную рифмой к морозовскому блокбастеру. Коллекционируя, Иван Морозов воображал свое идеальное собрание, ГМИИ делает примерно то же, поэтому помимо работ из собственных фондов в «ПУШ» будут и произведения, о которых пока на Волхонке только мечтают (но, к слову, среди итогов этого года новая партнерская программа, благодаря которой музей приобрел видеоарт: «Шотт-эль-Джерид (Портрет в тепле и свете)» и «Обратное телевидение – Портреты зрителей» Билла Виолы и «Смену» Полины Канис). Часть вещей с выставки «ПУШ» интегрируют и в главное здание.
Откроется новый сезон в конце февраля первым за 20 лет большим, в 400 предметов, обращением к Древнему Египту. Экспозиция «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» подготовлена с Курчатовским институтом, и одной частью нарратива станут данные о недавних исследованиях, а другой – современность в виде рефлексии режиссера Андрея Сильвестрова. Одновременно с египетским бессмертием Ирина Затуловская покажет в музее выставку «Ткань жизни».
С середины марта в Галерее искусства Европы и Америки будет работать «Атанор. Котел алхимика», выставка-метафора слепоты и ослепления, размышление о незрительном восприятии. Кураторы работают с очень разным материалом – от живописи Рембрандта до инсталляций Олафура Элиассона, который создаст произведение специально под проект. На этой площадке год завершится обменом с Музеем Израиля в Иерусалиме: ГМИИ отправит туда классику, «Пять веков истории рисунка», в Москву привезут XX век – «От Пикассо до Кентриджа».
К «Декабрьским вечерам» Пушкинский музей надеется наконец-то собрать «Век Арчимбольдо», выставку планировали еще на 2020-й, но вмешалась пандемия. С Арчимбольдо трудно, Лошак говорит, обычно музеям удается объединить около 10 его работ, в ГМИИ ждут хотя бы семь, зато оставшееся время и пространство посвятят эпохе маньеризма, одному из периодов искусства, вызывающих противоречивые оценки и интересных уже по этой причине.
Жизнь часто корректирует планы, но в музее без долгой подготовки нельзя, и о расписании на 2023-й тоже кое-что известно. 50-летие смерти Пикассо вспомнят проектом «Пикассо и марксизм», который готовят с Институтом Курто. С Национальной галереей Лондона работают над выставкой о влиянии импрессионизма на европейскую культуру. А историк, знаменитый прежний директор РГАЛИ, куратор Дома текста ГМИИ Татьяна Горяева и теоретик искусства, философ Михаил Ямпольский создают проект «Жизнь. Смерть. Лицо. Тело», исследование о человеке в пяти главах, которое, что логично, распространится на все музейное пространство.
комментарии(0)