Соня Йончева – красивая женщина с красивым голосом – вызвала восторг москвичей. Фото Московской филармонии
Соня Йончева приезжает в Россию не впервые. В 2019-м знаменитая певица выступила в сопровождении ГАСО имени Светланова и тем концертом фактически возобновила (ее тогдашнее выступление в Москве было одним из первых после паузы) свою блистательную карьеру, прерванную счастливыми семейными обстоятельствами. В 2021-м оперная прима вновь посетила столицу с программой из сочинений Верди, Чайковского, Дворжака, Масканьи, Леонкавалло, Массне, Бизе.
А можно обратиться и на 11 лет назад, когда Йончева дебютировала в Москве и пела в том же зале им. Чайковского под управлением великого аутентиста Уильяма Кристи. Тогда она специализировалась совсем в другом репертуаре и ее имя мало что говорило широкому кругу любителей музыки. Тем не менее опера «Дидона и Эней» Пёрселла, в которой Йончева исполнила заглавную женскую партию, уже тогда продемонстрировала, что певица несколько выбивалась более богатым и более плотным голосом из общего строя кристиевских вокалистов-аутентистов с весьма камерными голосами. И хотя юная болгарка не нарушала стилистических канонов интерпретации, заданных мэтром, в ее пении, так же как и у ее коллег, рафинированном и изысканном, все-таки чувствовался потенциал на куда более сложные и затратные партии. Йончева пела чуть более взволнованно, чуть более эмоционально, чуть менее стилизаторски отстраненно, чем прочие участники концертного исполнения.
Как раз тот год стал поворотным в ее карьере: она выиграла суперпрестижную «Опералию» и стремительно вошла в топ классических исполнителей. При этом кардинально поменялся и ее репертуар – все дальше уходя от барокко, хотя и не расставаясь с ним вовсе, она стала активно петь оперы раннеромантического бельканто и Верди, причем петь много и по всему миру. Ее ангажементы включали самые престижные мировые площадки и самые сложные оперные партии, а после случившегося небольшого перерыва в активной сценической деятельности, Йончева вернулась и вовсе в наиболее тяжелом репертуаре: ее ангажементы, например, этого сезона включают «Джоконду» Понкьелли, «Сибирь» и «Федору» Джордано, пуччиниевских героинь (Мими, Манон, Тоску).
В 2019-м Йончева представила только женственных и ярких героинь Пуччини, которые прекрасно подходят и характеристикам голоса певицы, и ее темпераменту. Дива выглядела превосходно – в приподнятом расположении духа, с очаровательной улыбкой, излучающей позитив настоящей примадонной – роскошной и яркой, совсем непохожей на тоненькую стройную девушку, какой Москва ее увидела за девять лет до того. В этот раз репертуар был поразнообразнее: помимо мастера из Лукки – Верди, это Чайковский, Дворжак, Масканьи, Леонкавалло, Массне, Бизе.
В ее очень красивом, чувственном тембре много солнца и неги, он сочный и трепетный одновременно, сильный и взрывной, но умеющий быть и деликатным, умеющий пользоваться полутонами и пастельными красками. Невероятное очарование, свое женское обаяние артистка щедро отдавала залу, и публика принимала ее на ура – овациям не было конца. Восторг москвичей вполне понятен и, в общем-то, заслужен – красивая женщина, красивый голос, не просто уверенное владение инструментом, но очевидные вокальная свобода и смелость, индивидуальные краски для каждого образа. Благодаря чему слушатель охотно прощает или даже вовсе не замечает некоторую невыровненность диапазона и через раз проблемно звучащий верх, а иной раз даже и интонационные проблемы (опять же главным образом в верхнем регистре).
Наиболее близко к идеалу сегодня у Йончевой звучит середина, да и нижний регистр вполне уверенный (хотя объективно и не очень звучный), но верхушки – они же королевы вокала, без них никуда: смазана хотя бы одна, и уже впечатление несколько омрачено.
Любопытно, что рыхло и несфокусированно иногда выходят не крайние ноты диапазона, а те, что только ведут к экстремальным верхам – последние же берутся точно и ярко. Вокальная форма концерта-2021 в целом явно была лучше, чем два года назад, певица восстановилась после родов, однако не идеально: на долгих длительностях вдруг проявляется слишком широкое вибрато, частота биений у чуткого уха вызывает тревогу – не предвестие ли это будущей качки, которую многие певицы зарабатывают себе на слишком драматическом для природы их голосов репертуаре?
Словом, к вокалу вопросы были. Равно как и к фактическим ошибкам, скорее всего вызванным именно состоянием голоса – пропущенная каденция в Леоноре из «Трубадура» или фраза в «Аве Марии» Масканьи, «досрочное» завершение «Хабанеры» из «Кармен» (которую вообще спела напрасно – она для нее явно низка), посредственный русский в «Иоланте» (что удивительно для болгарки). Лучшая ария вечера – Манон Массне, в наибольшей степени подходящая природе голоса певицы.
Соотечественник Йончевой маэстро Найден Тодоров чутко ловил эти нюансы и закрывал их, как мог, – проблемы в верхнем регистре затушевывал оркестровыми тутти, недопетых фрагментов ничуть не смущался. Верным помощником ему в этом и послушным инструментом выступил Российский национальный молодежный симфонический оркестр. К чему вопросов не было – это к безграничному обаянию Сони: оно и в самих характеристиках ее удивительного голоса, и в обворожительной внешности, и в умении держаться на сцене – просто и элегантно.
комментарии(0)