0
5962
Газета Культура Печатная версия

05.12.2021 18:39:00

"Ленком" погружается в застой

Почему на Марка Варшавера написали жалобу

Тэги: театр, ленком, скандал, марк варшавер


театр, ленком, скандал, марк варшавер Марк Варшавер всеми силами пытается удержаться в «Ленкоме». Фото агентства «Москва»

С началом декабря кулуарные разговоры о состоянии театра «Ленком» вылились в реальный скандал. Появилось Открытое письмо, доступное в Сети для сбора подписей всех неравнодушных, якобы от поклонников театра на имя мэра Москвы Сергея Собянина. В этом письме зрители жалуются, что, несмотря на обещания руководства «сохранить наследие М.А. Захарова, его спектакли, сберечь в театре дух и атмосферу, созданную Мастером», за минувшие сезоны без предупреждения сняты последние его работы: «Попрыгунья», «День опричника», «Фальстаф и Принц Уэльский», «Капкан».

Также авторы письма сетуют, что в спектакли Захарова «Юнона» и «Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Королевские игры», «Ва-банк», «Женитьба» «были введены вторые составы, что совершенно исказило постановки». «Зрители узнают о составе лишь за три дня до даты спектакля, купив билет, чтобы увидеть на сцене любимых артистов (среди которых народные артисты А. Збруев, А. Захарова, А. Лазарев, Д. Певцов, С. Степанченко, А. Сирин, Н. Щукина), а получают спектакль со вторым составом и невозможностью увидеть постановку Захарова в том виде, в котором он ее задумал», – говорится в письме.

В ответ в СМИ Марк Варшавер мотивировал снятие спектаклей избыточностью афиши (хотя на сегодняшний день в репертуаре театра всего 18 спектаклей) и невостребованностью этих постановок у зрителей, не окупаются – из репертуара долой. А ввод в знаковые спектакли второго состава объяснил тем, что дает таким образом работу молодым артистам, которые годами «сидели на скамейках запасных». Вообще главный сегодня аргумент Марка Варшавера в свою пользу – то, что он дает артистам работу. Поэтому директор «Ленкома», после смерти Марка Захарова возглавивший театр единолично, не сомневается, письмо – подставное, инициированное кем-то, кто хочет раскачать «благополучную» лодку театра.

Как показывает опыт истории, обращения возмущенной общественности – безусловно, признак борьбы за власть. Но чем обернется эта борьба для «Ленкома», стремительно исчезнувшего из списка театров первого ряда?

Отсутствие художественного руководителя, главного режиссера, а значит, художественной стратегии развития (в театре ликвидирована даже литературная часть), существование на принципе продюсерского центра антреприз и бесконечного проката старых постановок – все это характеризует «Ленком» после смерти его многолетнего лидера. Неуклонный путь театра к стагнации старательно ретушируется в публичном пространстве, но очевидного не скроешь – театр перестал активно существовать на культурной карте Москвы, о его легендарной труппе перестали говорить.

«Ленком» живет постановками, которым по несколько десятилетий, а вторые составы позволяют играть их бесперебойно – зарабатывать сборы, но ничуть не беспокоиться о «самочувствии» театра. Тогда как с каждым годом наследие Захарова, напротив, должно не расширяться, а сокращаться по единственной причине – режиссер Захаров в 2021 году свои спектакли поставил бы иначе. Потому что играть сегодня спектакли, поставленные в другое время, играть спустя годы постановки безо всяких перемен – такого бы Марк Захаров не допустил, он всегда отличался особым чутьем на общественные изменения. Марк Анатольевич регулярно обновлял свои спектакли, монтируя их и вводя самостоятельно новых артистов.

Еще один важный вопрос: как может театр существовать без премьер? После смерти Захарова осенью 2019 года Марк Варшавер еще осыпал труппу и публику обещаниями. Была заявлена на весну 2021 года премьера (видимо, задуманная еще худруком) мюзикла «Дон Кихот» Владимира Панкова. Спектакль зрители так и не увидели. Тогда же были обещаны постановки болгарского режиссера Александра Морфова и эстонского – Эльмо Нюганена. И эти планы оказались похороненными. Все подменено безликими постановками Романа Самгина и Дмитрия Астрахана.

На открытии сезона 2021/22 Марк Варшавер анонсировал премьеры Леонида Трушкина и снова – Александра Морфова. Однако сезон скоро перевалит за половину, а на сайте театра в разделе «Скоро» до сих пор пустая страница. Разве что незадолго до появления письма на имя мэра Варшавер вдруг добавил к списку приглашенных режиссеров Александра Молочникова.

Как «Ленком», который привык работать с таким режиссером, как Захаров, может работать с заштатными постановщиками? Как театр, который привык быть лидером, может стать «кинотеатром повторного фильма»? Как театр, имеющий свой бренд, может быть местом постоя старых антреприз? Реальное приглашение серьезных творческих личностей директору «с расширенными полномочиями», как сам себя именует теперь Варшавер, – явно невыгодно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Серафима Бирман - От «подворотни» до сцены

Серафима Бирман - От «подворотни» до сцены

Геннадий Гутман

0
930
Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Рок, опера и кабаре сибирской «Антигоны»

Владимир Дудин

Античную трагедию представили в Иркутском музыкальном театре

0
1504
В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3964
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
4212

Другие новости