0
5914
Газета Культура Печатная версия

30.11.2021 18:20:00

Итоги конкурса Владимира Спивакова для российских музыкантов неутешительны

Призовые места заняли музыканты из Германии, Японии и Южной Кореи

Тэги: конкурс, скрипачи, итоги, директор, артур назиуллин, интервью

Полная online-версия

конкурс, скрипачи, итоги, директор, артур назиуллин, интервью Министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова, Владимир Спиваков, Артур Назиуллин и председатель жюри конкурса Михаил Копельман на прослушиваниях конкурса. Фото Владимира Подкользина предоставлен пресс-службой конкурса

В Уфе завершился III Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова – один из самых престижных в нашей стране. Первую премию завоевал 21-летний Элиас Дэвид Монкадо из Мюнхена, вторую – 24-летняя японка Чиса Китагава, третью – 22-летняя Джевон Ви из Сеула. Об итогах конкурса музыкальный критик Ольга РУСАНОВА поговорила с его директором Артуром НАЗИУЛЛИНЫМ.

- Изначально на конкурс поступило около 300 заявок, но отобрали 12 человек. Сумасшедший отсев! И кстати, кто отбирал конкурсантов – члены жюри (его возглавлял американец, наш бывший соотечественник Михаил Копельман)?

- Нет, отбирали музыканты оркестра «Виртуозы Москвы». Вообще это традиция: в Уфу на первый тур приезжают двенадцать лучших скрипачей. Замечательный скрипач из Бразилии Гвидо Сант’Анна не смог въехать в Россию из-за закрытия границ между нашими странами, и это прямо-таки трагедия для нынешнего соревнования … Еще одна конкурсантка - россиянка Мария Качарина - заболела. Таким образом, из двенадцати человек, которые были выбраны для очного конкурса, до Уфы добрались десять молодых музыкантов. В финал традиционно выходят три человека. В этом году это иностранцы, но по иронии судьбы все они играли один и тот же скрипичный концерт Чайковского.

- Да, это действительно любопытно: иностранцы, будто сговорились, выбрали для финала Чайковского, а вот наши музыканты заявляли разные скрипичные концерты: Шостаковича. Паганини, Мендельсона, но увы, ни один из них даже не вышел в финал. А кстати, почему? Что не так с нашей скрипичной школой сейчас?

- Такой вопрос скорее стоит задать членам жюри. Но вообще да, мы видим, что нам есть, над чем работать, итоги для наших музыкантов неутешительны, хотя из двенадцати человек, допущенных к очным соревнованиям, россиян было семеро. Я все три конкурса присутствовал на прослушиваниях. Могу сказать, что азиатские скрипачи сейчас прибавили и выступают гораздо ярче тех, кто приезжал в предыдущие годы. Ну и нынешний победитель - немец испано-малайзийского происхождения Элиас Давид Монкадо - произвёл на членов жюри и публику большое впечатление. Напомню, что предыдущие два конкурса Спивакова выиграли ныне уже мировые звезды – испанка Мария Дуэньяс (2018) и Даниэль Лозакович из Швеции (2016), который, к сожалению, не смог приехать на фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», последовавший в Уфе сразу вслед за конкурсом.

В мире проходит множество соревнований. В чем изюминка конкурса скрипачей Владимира Спивакова?

- У нас беспрецедентный призовой фонд - скрипки потрясающих мастеров: Джузеппе Педраццини (Милан, 1918) - первая премия, Николя Коссена (Нёшато, Франция, 1860–1870) и Игоря Улицкого (Москва, 2019) – соответственно вторая и третья премии. Оба исторических инструмента в идеальном состоянии, хотя им более ста лет, у них великолепный звук. Такие инструменты может себе позволить только состоявшийся скрипач мирового уровня. И мы благодарны знаменитому скрипичному мастеру Джулии Рид: несмотря на перенос срока проведения конкурса (с 2020 на 2021), она два года никому не показывала эти чудесные скрипки и не повышала их стоимость.

- Маэстро Спиваков родился в вашем городе, но прожил в нем всего год, так что вряд ли что-то помнит. Однако есть, видимо, другие «канаты», которые столько лет держат его здесь…

- Эти отношения идут сквозь десятилетия. Он с 1990-х годов к нам приезжает – и с «Виртуозами», и с музыкантами НФОР, и сам. Но с недавних пор эти связи обрели системный характер: раз в два года проходит его конкурс (с 2016), уже в пятый раз проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». И в обычном человеческом общении у него часто проскальзывает фраза «по-нашему, по-башкирски…»

- Фонд Владимира Спивакова, который вы возглавляете, главным образом занимается именно поддержкой молодежи, так?

- Да, мы основное внимание уделяем образованию детей, неоднократно получали президентские гранты образовательно-социального характера. Например, неоднократно проводили в Уфе творческую Академию Фонда – аналог «Сириуса»: приглашали ведущих профессоров из Москвы и Европы. Для детей все бесплатно: занятия, проживание, питание. Или проект «Дети детям» - команда талантливых ребят с педагогами выезжала в детские дома, коррекционные школы, больницы 25 городов в трех регионах с концертами и мастер-классами.

- Вы успеваете активно выступать как солист-кларнетист: много ездите, видите, что происходит в разных регионах. Башкирия славится прекрасными оперными голосами – вспомним братьев Абдразаковых, Айгуль Ахметшину, Диляру Идрисову… Но в целом - какова позиция Башкортостана, Уфы на общем культурном фоне России, на ваш взгляд?

- Если говорить о башкирском национальном искусстве, то с ним все у нас в порядке. В академическом искусстве, как мне кажется, нам есть, куда расти. У нас национальная республика, а это значит, что вечера классической музыки, даже самых именитых гастролеров, обязательно столкнутся с концертами, на которые привыкли ходить люди: фольклорными, эстрадными. Тут жестокая конкуренция по публике. По своему коллективу (Артур Назиуллин - директор Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан – «НГ») могу сказать, что нам еще очень много надо сделать. Правда, появляются уже невероятно позитивные вещи: например, в январе мы выступили в Москве, в Зале Чайковского, а 7 декабря у нас концерт в Санкт-Петербургской филармонии, и все это впервые за 30-летнюю историю оркестра! В планах - концерты в столичном зале «Зарядье» и Московской консерватории. Конечно, чтобы такие гастроли стали системными, нам надо не по одному разу проехать по всем этим площадкам. Мы хотим, чтобы все увидели, что академическое искусство в Башкирии есть, что оно востребовано и конкурентно. Мы доносим до нашего руководства, что для осуществления этих целей требуется: прежде всего, это высокое финансирование.

- Кстати, о финансах. Зарплаты в вашем оркестре вроде неплохо смотрятся (в среднем это 60 тысяч рублей)?

- Неплохо, но только на фоне региона. У наших коллег в Перми, Тюмени, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, не говоря о столицах, зарплаты выше, и это правильно. Ведь у нас цель быть не просто региональным коллективом, наши амбиции выше. Полноценно заниматься искусством можно только при конкурентном финансировании.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пушкинский музей: есть что показать

Пушкинский музей: есть что показать

Анастасия Башкатова

Ребрендинг, реэкспозиция, цифровая трансформация – список неполный, но знаковый

0
1524
Виктор Бут: Демонизация русских началась с меня

Виктор Бут: Демонизация русских началась с меня

Акмал Усманов

Бизнесмен в эксклюзивном интервью рассказал о вкусе детства, работе в Африке и причинах его преследования со стороны США

0
2345
Из "ДК СССР" – в Пушкинский музей

Из "ДК СССР" – в Пушкинский музей

Алексей Туполев

Елизавету Лихачеву заменили на Ольгу Галактионову без публичного объяснения причин

0
3551
В Москву приехал аргентинский тенор Хосе Кура

В Москву приехал аргентинский тенор Хосе Кура

Надежда Травина

Звезда работает в жюри Второго международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава

0
2212

Другие новости