Реконструкцию здания выполнил знаменитый архитектор Ренцо Пьяно. Фото агентства «Москва»
Здание ГЭС-2, приобретенное Леонидом Михельсоном в 2014 году и приспособленное для Фонда V-A-C классиком современной архитектуры Ренцо Пьяно, планировали открыть еще два года назад, а посмотреть его до преобразования зрители смогли в 2017-м, когда фонд делал там проект «Геометрия настоящего». Осенью объявили, что ГЭС-2 будет частью «Музейной четверки» – арт-квартала, куда вошли Пушкинский музей, Третьяковская галерея и Музей современного искусства «Гараж». Открытие Дома культуры «ГЭС-2» аранжировали как старт «Сезона 1», названного «Санта-Барбарой» вслед за «живой скульптурой» Рагнара Кьяртанссона. Одновременно на площадке будут идти еще два проекта и публичная программа, попасть туда можно по регистрации.
«Генеральной репетицией» открытия «ГЭС-2» для исландского художника Рагнара Кьяртанссона был шестичасовой перформанс «Печаль победит счастье», показанный два года назад в Театре Маяковского. «Санта-Барбара» – вещь еще более долгоиграющая: до 13 марта 2022-го Кьяртанссон с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир будет день за днем и на глазах у публики переснимать серии первой и самой длинной американской мыльной оперы в России. Обещают, выйдет около 100 эпизодов, перформанс превратится в «живую скульптуру», в частности, дающую повод задуматься, как здесь пишут, о «соперничестве истории и современности». Нынешняя «Санта-Барбара», надо полагать, станет очередной попыткой осмыслить то, как проходит время, и принесенные им изменения.
«Санта-Барбара» даст старт программе «Святые варвары, или Оба хуже». Состоящая из пяти сезонов – каждый длительностью около полугода – программа, по замыслу устроителей, исследует образ России и связанные с ним клише. Собственно, за «Санта-Барбарой» последуют «Правда. Зачем реализм?», «Мать. Почему Родина – мать?», «Космос наш. В будущее возьмут всех!» и «Еле слышно. Глас хлада тонка».
Раз уж Кьяртанссон приехал в Москву, одной «Санта-Барбарой» не ограничивается. Чеховское «В Москву! В Москву! В Москву» он с куратором Ингибьорг Сигурьонсдоттир, с одной стороны, берет за основу размышления над романтической убежденностью в способности искусства изменить мир, над силой повторяемости чего бы то ни было, над человеком, рискнувшим сбросить маску. С другой – выстраивает диалог своих работ с произведениями других художников. К примеру, с репинским «Иваном Грозным…»: история двух вандальных нападений на полотно классика окончательно утвердила исландского художника в мысли о силе искусства, которое может вызывать и неконтролируемые эмоции. Этому посвящено видео Кьяртанссона «Грозный-прегрозный». А «В Москву! В Москву! В Москву» – еще и название фотосерии Ольги Чернышевой, для которой она снимала водителей междугородних автобусов.
Еще одно обращение к масскульту, сделанное для открытия «ГЭС-2», – выставка «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», инспирированная строчкой из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль». Произведения искусства, от созданных в 1990-х костюмов Кати Филипповой до перформанса «Кукурузная азбука», сделанного танц-художницей Татьяной Гордеевой и экологом Игорем Польским на основе пьесы Павла Пряжко, рейв, постановочные снимки для кураторов V-A-C Андрея Паршикова, Марии Крамар, Ольги Цветковой и Елены Яичниковой – точка отсчета в рассуждениях о том, как за 30 лет жизни нового государства менялось отношение к телу и в целом к идее карнавальности как коллективного праздника.
В общем, так или иначе проекты открытия задуманы как связанные друг с другом и отражают подходы фонда к разговору о современном искусстве. До «ГЭС-2» свои проекты V-A-C показывал на других площадках. Это и перформансы Тино Сегала (сам он называет их сконструированными ситуациями), представленные в Третьяковке и Музее архитектуры в 2017 году. И выставка-сериал «Генеральная репетиция» в трех актах, подготовленная вместе с Московским музеем современного искусства и прошедшая в 2018-м в главном музейном здании на Петровке. У фонда есть своя площадка в Венеции, а директор V-A-C Тереза Мавика успела стать комиссаром российского павильона на Венецианской биеннале (в июле ее сменила Анастасия Карнеева). Последним приближением к открытию «ГЭС-2» стало наделавшее много шуму появление перед зданием «Большой глины» швейцарского художника Урса Фишера. И вот новоселье.
комментарии(0)