Такого соцветия звезд Петрозаводск вряд ли помнит. Фото пресс-службы Музыкального театра Карелии
Лауреаты престижных международных вокальных конкурсов, выпускники Молодежной программы Большого театра Виктория Каркачева, Мария Мотолыгина и Алексей Кулагин открыли фестиваль молодых звезд оперы Opera vita в Музыкальном театре Республики Карелия.
Петрозаводск в ноябре бывает суров, но в этот раз он убрался снегом, как франт в свой лучший белый наряд на особо важное торжество, по случаю встречи с Оперой. Что неудивительно, если учесть, что этот город – ровесник Санкт-Петербурга и быть небрежно одетым ему не по статусу. Оперные страсти под аккомпанемент бодрящего легкого карельского морозца с лихвой восполняют нехватку витаминов в это бессолнечное время года, обеспечивая души и тела высокой температурой. Природе стоило подгадать с погодой, чтобы угодить дню открытия Третьего фестиваля молодых оперных звезд Opera vita, а вместе с ним – и фестивальным дебютантам, которых в этом году собралось очень много. Четыре события этого еще по младенчески юного и оттого задиристо азартного оперного форума собраны так, что каждое на вес золота.
Фестиваль открылся концертом с программой, о которой могли мечтать не только Мариинский с Большим, но и любой европейский театр – от Парижа до Берлина, от Амстердама до Барселоны. Все четверо солистов гала впервые оказались на берегах Онежского озера, став дебютантами карельской оперной сцены. Троих из них петрозаводчанам выпало редкое счастье услышать на самом старте их большой карьеры, но у каждого из них за плечами уже не один влиятельный международный вокальный конкурс. Чудесным стечением обстоятельств все они, участники Молодежной оперной программы Большого театра, собрались в Петрозаводске в полном здравии и превосходной форме. Меццо-сопрано Виктория Каркачева в октябре этого года получила первую премию и приз Биргит Нильсон на «Опералии» Пласидо Доминго, бас Алексей Кулагин берет первые места едва ли не на всех конкурсах подряд, в которых в последние годы принимал участие, включая конкурс молодых певцов Елены Образцовой и оперных артистов Галины Вишневской. Сопрано Мария Мотолыгина, лауреат последнего Конкурса им. Чайковского в 2019 году, прилетела в столицу Карелии сразу после победы на Конкурсе королевы Сони в Норвегии, финал которого проходил на родине Грига в Бергене. Вместе с ними в концерте принял участие выдающийся драматический баритон Владислав Сулимский, солист Мариинского театра.
Этим золотым молодым голосам эпохи предстояло исполнить программу арий, дуэтов и ансамблей из опер Моцарта, Вебера, Беллини, Каталани, Берлиоза, Верди и Чайковского. По бескомпромиссности и стилевому разнообразию программа превосходила большинство концертов, к которым, к сожалению, приучают столичных слушателей. Не набившие оскомину Травиаты и Мими, Мефистофели со свистом и без, не Эскамильо с Хабанерами и не невыносимые доны Базилио, но гораздо реже звучащая музыка исполнялась без единого симфонического интермеццо и совсем необязательных увертюр. Музыкальный руководитель фестиваля Opera Vita Михаил Синькевич изменил всем мыслимым и немыслимым стереотипам и стандартам, начав концерт без лишних церемоний и отнимающих время увертюр и интермеццо – с дуэта Фьордилиджи и Дорабеллы из «Так поступают все» Моцарта, а завершив грандиозным ансамблем из третьего действия «Дон Карлоса» Верди. Не только художественно-информационной, но и эмоциональной щедростью делились молодые солисты, у которых еще бездна неистраченных сил, незатертых чувств, которым еще столько всего хочется сказать и есть чем говорить. В блоке из трех номеров первого действия «Так поступают все» Моцарта Мария Мотолыгина и Виктория Каркачева показали мастер-класс ансамблевого пения, когда сочные крупные голоса умело и непринужденно фокусировались в строго элегантных линиях речей героинь этой лирической буффы. Присоединившийся к ним Дон Альфонсо – Алексей Кулагин составил идеальную ироничную компанию, представив готовый каст для спектакля хоть в Большом или Мариинском, хоть в Париже или Берлине.
Едва ли завсегдатаи Музыкального театра Карелии помнят, чтобы кто-нибудь когда-нибудь исполнял здесь такой раритет, как ария Каспара из «Вольного стрелка» Вебера – оперы, которую так интересно было бы целиком увидеть в этом озерном краю. Мария Мотолыгина подняла слушателей над землей в арии Валли из одноименной оперы Каталани, пленяя вокальным умом и фантастическим умением владеть кантиленой, легато, фразировкой, искусством создавать образ вокальными красками и интонацией. Портрет Ромео из «Монтекки и Капулетти» Беллини в интерьере бельканто триумфально явила Виктория Каркачева, приехавшая в Петрозаводск со своим четырехмесячным сыном. Сверкающая, пленяющая тембральная и техническая роскошь ее богатейшего меццо-сопрано с захватывающим контральтовым низом и очень ярким верхним регистром компенсировали нехватку самых виртуозных и живописных декораций. Аплодисменты своим крещендо от номера к номеру давали понять, насколько публика поражена услышанным, с которым явно столкнулась в этой части света впервые. Но к хорошему быстро привыкают. И как только на сцену вышел баритон Владислав Сулимский в коронной арии Макбета из одноименной оперы Верди, зал, подготовленный стараниями юных богинь, окончательно взорвался. После дуэта Симона и Фиеско из «Симона Бокканегры» Верди – оперы, которую здесь тоже никогда не слышали ни в каком виде, хотелось продолжения, к которому спокойно могла бы примкнуть Мария Мотолыгина в партии Амелии Гримальди.
Для оркестра Музыкального театра Карелии едва ли не каждый номер был в новинку, становясь бесценным опытом обогащения, интеллектуализации и взросления. Второе отделение началось с идиллии в пасторальном дуэте Лизы и Полины из «Пиковой дамы» Чайковского, в котором голоса Каркачевой и Мотолыгиной сливались в завораживающей пушкинской акварели. Владислав Сулимский рассказал балладу Томского из этой же оперы с такой экспрессивностью, что разграничил рамки концерта на «до» и «после». Алексей Кулагин показал недюжинный потенциал своего вокально-артистического дара в ариозо короля Рене из «Иоланты». Ария Маргариты из «Осуждания Фауста» Берлиоза в исполнении Виктории Каркачевой стала еще одной карельской премьерой. Можно только вообразить состояние слушателей в момент восприятия этой диковинной, инопланетной для них музыки французского экспериментатора. Дальнейшая драматургия стремительно шла по нарастающей – от арии Леоноры из «Трубадура» Верди в исполнении Марии Мотолыгиной, мрачной предсмертной арии Банко из «Макбета», впечатляюще поданной Кулагиным, – к агональному дуэту ди Луны и Леоноры из «Трубадура» в стилистически безупречной интерпретации Сулимского и Мотолыгиной. После квартета из «Дон Карлоса», в котором Мария Мотолыгина (Елизавета), Виктория Каркачева (Эболи), Владислав Сулимский (ди Поза) и Алексей Кулагин (Филипп II) явили кастинг «команды мечты», хотелось незамедлительного продолжения этого оперного пира. И он еще случится в Петрозаводске в «Сельской чести» Масканьи, где в партии Сантуццы на родной земле дебютирует феноменальная сопрано Татьяна Сержан с тенором Ахмедом Агади, сольным концертом виртуозной лирико-колоратурной сопрано Эльвины Муллиной и концертным исполнением «Паяцев» Леонкавалло с участием солистов Музыкального театра Карелии.
Петрозаводск-Санкт-Петербург
комментарии(0)