0
3659
Газета Культура Печатная версия

23.11.2021 19:31:00

Четыре темперамента Поморской филармонии

Завершился масштабный фестиваль Arkhangelsk Music Weeks

Тэги: фестиваль arkhangelsk music weeks, архангельск


фестиваль arkhangelsk music weeks, архангельск Пианист Петр Лаул и дирижер Владимир Онуфриев. Фото © фестиваль Arkhangelsk Music Weeks

ФестивальArkhangelsk Music Weeks включает несколько направлений: концерты академической и музыки, международные дни джаза, дискуссии и лекции, концерты современных групп в клубах города. Насыщенная программа привлекает не только любителей, но и профессионалов: в столицу Поморья приезжают лидеры индустрии.

Архангельску невероятно повезло со сценой: филармонический зал находится в здании лютеранской церкви Святой Екатерины (в городе ее называют коротко – Кирха, и это слово практически синоним филармонии), здесь отличная акустика, что, конечно, создает идеальную платформу для концертной деятельности. Тем более что зал с органом (инструмент немецкой фирмы «Александр Шуке» в этом году отмечает 30-летие), поэтому Архангельск – одна из постоянных гастрольных точек знаменитых российских и зарубежных органистов, а органные концерты – один из символов филармонии. Но не только: еще один полюс притяжения внимания – Камерный оркестр. Его художественный руководитель – дирижер Владимир Онуфриев – музыкант принципиальный и даже по-хорошему бескомпромиссный: он постоянно работает над репертуаром (когда речь идет о небольшом струнном оркестре, худрук обречен на постоянный поиск), создает новые любопытные программы и умеет привлечь к сотрудничеству лучших российских музыкантов. Причем не только для выступления в Архангельске, но и для гастрольных туров по области. Так, по районным центрам в прошлом году вместе с Камерным оркестром ездили скрипач Никита Борисоглебский, пианист Лукас Генюшас и виолончелист Борис Андрианов – в профессиональных, да и слушательских кругах эти музыканты в отдельном представлении не нуждаются, у каждого за спиной лауреатское звание Конкурса Чайковского и колоссальный концертный опыт. А этом году тур по области вместе с оркестром совершил пианист-интеллектуал Петр Лаул – заметим, совершил с большим удовольствием: как любитель и знаток северной архитектуры, музыкант в паузах между концертами осматривал жемчужины Севера (среди них – памятники деревянного зодчества Каргополья, жилой квартал времен строительства железнодорожного тракта Архангельск–Вологда в Няндоме и др.). А на афишах филармонии уже красовалось имя Юрия Фаворина – еще одного пианиста, который притягивает внимание меломанов сегодня.

Программа, которую Владимир Онуфриев и Петр Лаул представили на фестивале Arkhangelsk Music Weeks, была выстроена на парному принципу: пьеса для оркестра – фортепианный концерт. Симфония для струнного оркестра (Symphoniensatz) Мендельсона, из цикла пьес, сочиненных композитором еще в подростковом возрасте, предшествовала Первому концерту Бетховена для фортепиано с оркестром. Классико-романтической паре была предложена необычайная компания из XX века: раннее сочинение Шостаковича – «Прелюдия и скерцо» (октет в переложении для оркестра) и «Четыре темперамента» Хиндемита. Последнее – сочинение любопытное: четырехчастный цикл, где претворяются грани четырех темпераментов (в каждой части по три ракурса), был написан Хиндемитом по заказу хореографа Джорджа Баланчина, который задумывал соответствующий балет. Причем Баланчин, который отлично владел фортепиано, сольную партию играл сам. В исполнении музыкантов по-баховски строгая Симфония Мендельсона (композитор здесь опирался на полифоничные барочные формулы) и классицистски светлый и стройный концерт Бетховена контрастировали с экспрессивными опусами второго отделения, впрочем, особенно в Хиндемите, не лишенными некой иронии (Лаул – для облегчения восприятия – делает небольшое вступление, где поясняет, как слушать «Четыре темперамента», что действительно настраивает слушателя, который в финале не скупится на благодарные аплодисменты).

Среди знаковых концертов Музыкальных недель – концерт поэтессы Веры Полозковой и композитора Александра Маноцкова (презентация книги «Работа горя»), «Музыкальные шедевры эпохи Петра Первого» в исполнении вокального ансамбля Intrada, известного своими поисками в области старинной музыки, программа Полины Осетинской и Ксении Раппопорт «Неизвестный друг», Александр Князев с органными сочинениями Баха, презентация альбома «Ноябрь» Олега Нестерова и группы «Мегаполис» . Международные дни джаза – с выступлениями знаменитых коллективов, рок-фестиваль «Беломор-буги». Наконец, проект Arkhangelsk Music Search, задача которого – свести талантливых молодых исполнителей с ведущими представителями музыкальной индустрии. Фонд развития культуры и искусства Архангельской области и Поморская филармония получили 342 заявки из 3 стран и 43 регионов России. Финалисты выступили перед жюри конкурса, в составе которого были организаторы крупнейших российских музыкальных фестивалей, музыканты и представители лейблов и стриминговых сервисов: это Сергей Мудрик (музыкальный редактор шоу «Вечерний Ургант»), Олег Лузин (заместитель главного редактора и менеджер умных плей-листов «Яндекс.Музыки»), Максим Пушкин (фестивали Arkhangelsk Music Weeks и «ДРУГОЙ»), Екатерина Пологова и Наталия Шмелькова (фестиваль Ural Music Night), Сергей Кривчиков (фестиваль «ВолгаФест»), Степан Казарьян (фестивали Moscow Music Week, «Боль» и AWAZ), Николай Яковлев (группа ГАФТ), Виктор Ужаков (группа PLOHO), Антон Чижёнок (группа Oligarkh) и поэт Иван Пинженин. Накануне все они принимали участие в насыщенной деловой программе, где говорилось об устройстве крупнейших фестивалей, музыкальном продвижении, социальной миссии артиста, дизайне, влиянии на музыку современных технологий, сонграйтинге и о многом другом. Центральная дискуссия с участием спикеров была посвящена проведению фестивалей в эпоху пандемии: организаторы и участники рассказывали о своем опыте, о том, какой ценой удалось провести фестиваль или какие риски несут организаторы в случае отмены мероприятия.

Такое – заметим, довольно сложное в организации, с которой блистательно справляется менеджмент, – устройство фестиваля – инициатива продюсера Arkhangelsk Music Weeks, директора Поморской филармонии и Фонда развития культуры и искусства Архангельской области Василия Ларионова, менеджера новой волны, который мыслит филармонию шире, чем собственно концертную организацию. Сейчас мысли директора занимает федеральный проект «Пушкинская карта». В масштабах области это тысячи новых слушателей, предложение для которых может идти (и, возможно, должно) из областного центра. Для филармонии это вызов: не только создать циклы программ, которые бы привлекли внимание молодых людей, но и «доставить» их до аудитории

Надо сказать, что на концерте Камерного оркестра было очень много молодых людей, и вообще, как говорят, с приходом Ларионова филармоническая аудитория заметно помолодела. Что ж, «Пушкинская карта» – новая цель. 

Архангельск–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Летом – на Русский Север

Летом – на Русский Север

Елизавета Авдошина

Про Савву Мамонтова, счастливых людей-мамонов и северный модерн

0
5690
Забыв личные страдания

Забыв личные страдания

Мартын Андреев

Морские трагедии и спасшийся Паустовский

0
2345

Другие новости