0
3298
Газета Культура Печатная версия

23.11.2021 19:38:00

Современное искусство Европы наконец-то добралось до Новой Третьяковки

Сумма различий на зимнем пути

Тэги: европа, современное искусство, выставка, новая третьяковка


257-7-3480.jpg
«Зимний путь» Ансельма Кифера. 
Фото автора
Пандемия внесла коррективы в расписание передвижной выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», и этот международный проект, который три года готовили кураторы из Германии, Франции, России (Фаина Балаховская) и Финляндии и который в Москве должны были увидеть еще год назад, после Берлина открылся в Москве. 90 художников из 35 стран не просто предоставили работы, а многие создали их специально под выставку – но, по словам организаторов, участвовали в формировании проекта. Формально это панорама европейского искусства после падения Берлинской стены, но в первую очередь взгляд художников на современные больные точки, где, естественно, много политики – того, что почти вымыто из сегодняшнего российского музейно-выставочного процесса.

Когда толпа вскидывает руки в нацистском приветствии, остается один человек, отказавшийся это делать. В 1936 году при спуске на воду судна «Хорст Вессель» 26-летний рабочий Август Ландмессер стоял среди толпы, скрестив руки на груди. За год до того он женился на еврейке, был исключен из партии – его жену убьют в лагере, он из лагеря выйдет и погибнет на войне. Фернандо Санчес Кастильо создал памятник этому сопротивлению, превратив человека с известного снимка в целую армию фигурок. Миниатюрный монумент можно забрать с собой в обмен на участие в опросе, что такое демократия.

Во время Боснийской войны и почти четырехлетней осады Сараево, когда было убито почти 14 тыс. человек, Шейла Камерич попала в fashion-съемку итальянского журнала. Некоторое время назад она вернулась к тем фотографиям, создав свою серию «За кулисами», где главное – оставшиеся за кадром смерти и унижения. В некотором смысле тут речь тоже идет о частном протесте. Работа Камерич представлена в разделе «Кризис и сопротивление», Кастильо – из главы «Мечты и демократия», но границы условны, здесь, по словам присоединившегося к проекту от Третьяковской галереи куратора Сергея Фофанова, все более диффузно. Принцип «Многообразия. Единства» – сопоставлять, а не разделять. Параллели между главами – один из сквозных мотивов выставки.

Здесь говорят о миграционном кризисе, брекзите, перекраивании политической карты Европы, национализме, феминизме, пандемии, об общем чувстве неуверенности в завтрашнем дне и о прошлом, породившем полярные противоположности. Шубертовский «Зимний путь» стал отправной точкой для одноименной инсталляции Ансельма Кифера, теперь это черно-белая сценическая коробка, многоплановый пейзаж-рассуждение о том, что Просвещение и романтизм, с одной стороны, дали миру мадам де Сталь, Байрона и т.д., с другой – журналистку Ульрику Майнхоф, пришедшую к терроризму (ее имя написано на стоящей в самом центре койке, на которой лежит ржавый автомат). Это проект о хрупкости мира в целом, которой буквально посвящены и инсталляция Моны Хатум «Время покажет» с каменными блоками, закрепленными на тросах от потолка до пола, и «Созвездие» Алисии Кваде с расстеленной кроватью, над которой «повисли» камни, и сложенные из тяжеленных блоков, не касающихся земли, новые атланты в «Срезе» Энтони Гормли. Но размышления об этой же хрупкости есть во многих других произведениях, не важно, идет разговор об обществе в целом или об историях конкретных людей.

Хорошая выставка. И своевременная. Сделанная, по словам председателя попечительского совета проекта Юргена Гроссмана, на 90% на частные средства и при этом, как указано в каталоге московской версии, под патронажем Владимира Путина, она спокойно и ясно вновь показывает, что Россия политически, а следом и в других отношениях – не Европа. Из выбранных российских художников современной политики (собственно, того, что составляет нерв выставки) выделяется «Пикет» Кати Муромцевой (он был частью проекта «То, что бывает с другими», не получившего в этом году Премию Кандинского). Здесь могли бы быть работы Андрея Кузькина, Павла Отдельнова, Хаима Сокола… Это вовсе не упрек выбору организаторов, ведь выставка не о европейской арт-сцене, а констатация положения дел. Россия – не та страна, где приветствуются политические высказывания, художественные в том числе; не та страна, которая в социуме готова разглядеть и не подавлять отдельного вышедшего из строя человека. Не та, в общем. Когда политическая ситуация становится совсем печальной, культура остается нитью. Дело сейчас не в кураторах и не в институциях, напротив, между ними-то как раз диалог – одно из ключевых для «Многообразия. Единства» понятий – налажен. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
1028
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
1035
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
2895
Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Игорь Селезнёв

Работу в новом парламенте лидеры оппозиции призывают расценивать как политическое самоубийство

0
4859

Другие новости