0
4022
Газета Культура Печатная версия

21.11.2021 18:40:00

Всем, кто еще жив. На "Фабрике" показывают "Времянку" Андрея Кузькина

Тэги: современное искусство, ммси, премия, кандинский, лауреаты, фабрика, выставка, времянка, андрей кузькин


современное искусство, ммси, премия, кандинский, лауреаты, фабрика, выставка, времянка, андрей кузькин Автором этой экспозиции мог стать любой желающий. Фото со страницы ЦТИ «Фабрика» в Facebook

17 ноября в Московском музее современного искусства объявили лауреатов 13-й Премии Кандинского – «Проектом года» стали «Молельщики и герои» Андрея Кузькина, впервые показанные в Центре творческих индустрий «Фабрика» два года назад, следом на 8-й Московской биеннале современного искусства в Новой Третьяковке и на 2-й Триеннале современного российского искусства в «Гараже». Тем временем на «Фабрике» идет новая выставка Кузькина – «Что это? – Времянка», как обычно, посвященная нашей действительности, из которой невозможно вырваться, не погрузившись в нее.

В конце апреля на Чистопрудном бульваре прошла однодневная «Выставка Боли», которую курировал Денис Мустафин, там стартовал проект Андрея Кузькина «Я еще жив. Я еще жива». Любой человек мог сфотографироваться с табличкой с соответствующей надписью, нужно лишь оставить расписку с фамилией-именем-подписью-датой. К 30 первым распискам с тех пор добавились десятки других, сейчас они вывешены на «Фабрике», и, как говорится, здесь может стоять и ваше имя.

Андрей Кузькин из тех редких сегодня художников, кто не разделяет жизнь и искусство. Политика, пандемия, персональные данные, цифровизация, закон об иноагентах, страна, где выход на митинг грозит арестом и сроком… Можно вспомнить всё. «Я еще жив(а)» – архив, он же хрупкий памятник эпохе, когда эти слова становятся и попыткой сохранить свой голос и звучат как что-то зыбкое, временное.

На «Фабрике» вспоминают, как в 1970-х Он Кавара отправлял телеграммы «Я еще жив» друзьям, а Тейчин Сье с 1986-го по 2000-й проводил перформанс, материальным результатом которого стало изображение с надписью «Я сохранил свою жизнь. Я пережил 31 декабря 1999 года». Можно вспомнить и Кристиана Болтански, главной темой его работ было сохранение памяти о людях. Память – неотчуждаемое право, но сегодня, когда закрывают общество «Мемориал», а выходящих в его поддержку утрамбовывают в автозак, нас пытаются лишить возможности помнить.

«Времянками» назывались четыре летние акции Кузькина – их непосредственными свидетелями стали всего несколько человек, и это тоже к вопросу о том, что не время разделять жизнь и искусство. Кузькин тащил по городу и по лесу на спине доску «Я еще жив», которую в итоге в лесу и оставили тем самым памятником на месте акции 2014 года «Гудым Алпеев, Нахабино-23», посвященной пути, преодолению, возможности вырваться. Потом фраза «Я еще жив» свитком появилась над рекой Котловка, позже у железной дороги плакат «Времянка» встречал проезжающие мимо поезда, на его фоне фотографировались участники акции, это же Кузькин зафиксировал на живописном этюде. Известное дело, нет ничего более постоянного, чем временное. В масштабе государства и в масштабе отдельной человеческой жизни это, увы, разные вещи. Кузькин говорит не о том или ином событии конкретно, но сказанное им универсально. Он вновь и вновь задает вопрос, что такое человеческая жизнь, как и какой след она оставляет, что такое «жить» и «существовать», помнить (об этом была и другая его фабричная выставка – «Дар забвения, или Формула пустого мира», см. «НГ» от 11.02.19).

В соседнем зале на «Фабрике» шла выставка Андрея Митенёва «Бог есть любовь». Название – слова, процарапанные кем-то на стенах «Матросской Тишины». Митенёв провел в тюрьме и колонии 2,5 года, получив срок по «народной» 228-й статье. За это время он сделал около 300 работ о том, что такое жизнь во время ареста и жизнь в тюрьме. Перед этапированием в колонию многое изъяли – потом он это восстанавливал по дневниковой схеме. Чтобы этот дневник был издан, объявили народный сбор средств; на выставке рисунки с текстами собраны в увесистые папки, некоторые молодые зрители проводили здесь часы, читая страницу за страницей. 4 мая Андрей Митенёв оставил свою расписку – «Я все еще жив». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
447
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
416
Комитет Аполлона из сна помещика

Комитет Аполлона из сна помещика

Дарья Курдюкова

"Утопия и Ухрония" Елены Самородовой и Сергея Сонина в Московском музее современного искусства

0
2186
Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Украину превращают в европейскую фабрику вооружений

Владимир Мухин

ЕС демонстрирует намерение поддерживать Киев финансами, боеприпасами, техникой и технологиями

0
7637

Другие новости