0
3813
Газета Культура Печатная версия

16.11.2021 19:18:00

Игра (не) ради игры. Жан-Юбер Мартен перетасовал коллекцию Пушкинского музея и сравнил все со всем

Тэги: пушкинский музей, коллекция, жан юбер мартен, выставки, сопоставление


пушкинский музей, коллекция, жан юбер мартен, выставки, сопоставление Мартен провоцирует «сближенья» артистично и смело. Фото агентства «Москва»

Куратор Жан-Юбер Мартен знаменит выставками-сопоставлениями, где складываются неожиданные соседства – например, того, что принято называть произведениями искусства, с тем, что принято называть артефактами традиционных культур. Он был сокуратором эпохальной выставки «Париж–Москва», он придумал основной проект III Московской биеннале современного искусства «Против исключения» – лучший в жизни этого затухающего смотра. Несколько лет назад директор Пушкинского музея Марина Лошак пообещала, что Мартен поработает с собранием ГМИИ – сперва это должно было называться «Древние украли все наши идеи» и состоять из 30 глав. В итоге Пушкинский получил пушкинскую строчку «Бывают странные сближенья» и чертову дюжину разделов, а вещи из самого музея, в том числе и томившиеся в запасниках, дополнены работами из десятков других собраний, среди которых Дарвиновский музей, Музей Вернадского и Кунсткамера. Мартен и сейчас выступил против исключения, как против хронологии, географии, а главное, традиционных в истории искусства иерархий, устроив игру смотрения.

Игра вроде бы нужна не сама по себе, а чтобы привлечь в музей новую публику, не спугнув желанием все рассортировать, научить (и поучать), залакировать «правильными» концепциями. У этой игры есть страстные поклонники, подтянутся и скептики. Как бы то ни было, Мартен «смазал карту будня», призывая отдаться «визуальному мышлению», в этом смысле шутка удалась.

«От потаенного образа к двойному», «Античная скульптура. От белой к полихромной», «От возлюбленной к колдунье», «От яблока к земному шару», «От зеркала к двойнику», «За наблюдателем наблюдают», «От горизонта к птичьему полету», «От юности к старости», «От складки к геометрии», «От «Черного квадрата» к ташизму. Две школы», «Пять чувств», «От фигурных скал к абстрактной скульптуре», «От вакханалии к таверне», – обещания, данные названиями остановок на пути «сближений», стоят того, чтобы быть озвученными. Поиск сквозных мотивов не назовешь breaking news, а демократизация искусства и в смысле сопоставления всего со всем, в том числе каких-нибудь пейзажей с чучелами животных, и в смысле отказа от европоцентристского мышления – и вовсе отсылает к музейным истокам и кунсткамерам, или комнатам чудес.

Мартен провоцирует «сближенья» артистично и смело. Когда в Москве видели выставку, где в одном разделе соседствовали бы Guerrilla Girls и Буше? Андре Мальро с его концепцией «Воображаемого музея» куратор скорее отвергает за приверженность «вечным шедеврам», ведь «каждая эпоха находится под властью собственных понятий о хорошем вкусе». Можно было бы вспомнить Аби Варбурга с его так и не завершенным «Атласом «Мнемозина» – но Варбург был не столь всеяден в выборе материала.

Сопоставления живы остротой. Чтоб щепки летели. Они и летят, когда смотришь, как куратор в зале античных слепков ставит сделавшуюся «классической» нагую белизну рядом с проецируемыми на статуи образцами раскраски, и все это соседствует, например, с монохромными, утопающими в темном свете частями тел танцовщиков в снимках Олега Кулика «Фрагменты». Привычное, то есть руинированные древние белые торсы, – не всегда верное, напоминает куратор в разделе «Античная скульптура. От белой к полихромной», одновременно напоминая, что Пушкинский первоначально – музей слепков. Щепки летят, когда в главе «От складки к геометрии» от геометрической плотности драпировки на неоконченном рисунке с Мадонной, что был сделан безвестным последователем Рогира ван дер Вейдена, переходишь к «кубистским» изломам флюорита и к «протокубизму» Сезанна, когда бок о бок с кубизмом Брака оказывается геометрия божественного света с иконы «Преображение», – во всем этом пульсирует нерв формы.

В своей кунсткамере аналогий Мартен ищет точки бифуркации визуального мышления, и некоторые сопоставления выглядят весьма остроумно (кроме упомянутых это, к примеру, и часть «От «Черного квадрата» к ташизму. Две школы», где развоплощение формы идет от Энгра к абстракции, к абстрагированию и через геометрию, и через жест). Другие сравнения оставляют вопросы. Белый зал отдан путешествию «От потаенного образа к двойному», там кураторская воля обретает визуальные рифмы, в частности, между монструозной физиономией, которую напоминает крона дерева с голландского пейзажа, и грифоном с древнегреческого котла. Пожалуй, прозвучит неуместной звериной серьезностью поинтересоваться: «И что?»

Конечно, Жан-Юбер Мартен призывает вглядываться в вещи, а не верить на слово текстам (которых, впрочем, тут, считайте, и нет, но к которым – о, ужас – с удовольствием обращаются счастливые обладатели каталога). Конечно, провоцирует споры, что само по себе ценно в нашем выставочном ландшафте, в последние годы по большей части порождающем не обсуждения, но светские отчеты с вернисажей. Конечно, он поднимается над материалом, над клише, попутно шутя и над искусством и искусствознанием, застывшими в башне из слоновой кости, и над феминистскими выпадами, и над искусством «первого ряда» и всех прочих рядов, и над тем, что в музее можно и чего нельзя. Как говорилось в известном стихотворении, «и хорошо. Спасибо. Слава Богу». Show must go on, необязательно именно в 13 главах – это открытая, диалогичная форма. Однако у отличного принципа «чем дальше, тем ближе» есть реверс: чем больше сближать, тем иногда больше вещи отдаляются. Неизвестно, где проходит граница между «близоруким» недогадливым зрителем и промахнувшейся аналогией, как неизвестно, не навязываем ли мы порой произведениям свои сопоставления, увлекаясь игрой ради игры. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России"

ВЫСТАВКА "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России"

0
4569
Современность развернули в прошлый век

Современность развернули в прошлый век

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее упраздняют один из самых энергичных отделов, который специализировался на современном искусстве

0
4614
На ВДНХ представили книгу о том, как выставки меняли Москву

На ВДНХ представили книгу о том, как выставки меняли Москву

Галина Грачева

История столичных экспозиций позволяет по-новому взглянуть на развитие мегаполиса в XX веке

0
7134
Пушкинский музей заглянул за горизонт

Пушкинский музей заглянул за горизонт

Анастасия Башкатова

0
5388

Другие новости