0
3242
Газета Культура Печатная версия

07.11.2021 18:20:00

Театральный фестиваль как зеркало сцены

Челябинский конкурс обнажил проблемы регионов

Тэги: южный урал, театральный фестиваль, регионы, кадры, дефицит, молодая режиссура, гран при, нхт


южный урал, театральный фестиваль, регионы, кадры, дефицит, молодая режиссура, гран при, нхт Спектакль о войне Нового Художественного театра лишен пафоса и сосредоточен на судьбе человека. Фото © АНО «Дирекция культурно-массовых мероприятий Челябинской области»

В Челябинске, Магнитогорске и малых городах Южного Урала 31 год проходит фестиваль профессиональных театров «Сцена». Его отличие в том, что театры области устраивают творческий конкурс между собой, не покидая родных стен. Южный Урал сегодня, возможно, представлен в основной театральной повестке не так громко, как соседние Пермь или Екатеринбург, но количество театров на область говорит само за себя. 16 театров – среди них как драматические, так и музыкальные.

Фестиваль, как водится, обнажил важные тенденции театрального процесса, характерные для всей страны. Остро стоит вопрос дефицита кадров. Если театры Магнитогорска продолжают работать в непрерывной связке с местной консерваторией – актеры драматического театра могут получить диплом в своем городе (но остро стоит другая проблема – нет пополнения балетной труппы местного оперного театра), то в областном центре – Челябинске с актерским образованием ситуация гораздо сложнее. В последние годы кафедра театрального искусства в местном институте культуры, с 95-го года выпускавшая актеров драматического театра и кино, перепрофилирована по набору специальностей министерским решением. По всей России сейчас отдельные актерские курсы высшие учебные заведения, за исключением консерваторий, в регионах набирать не могут. Теперь в Челябинске «кузницей кадров» для театров остается лишь колледж культуры – со средним специальным образованием.

Несмотря на общероссийскую волну молодой режиссуры (режиссеров до 40 лет), говорить о достатке режиссерских кадров также не приходится, львиная доля постановок, составивших афишу нынешнего фестиваля, осуществлена приглашенными режиссерами (а также художниками всех специальностей и хореографами) – преимущественно из Санкт-Петербурга. Так, «Каштанку» в Челябинском театре кукол, отмеченную жюри двумя наградами, поставил петербургский режиссер Петр Васильев. Киностилистика старого цирка расширила систему образов чеховского рассказа и удвоила метафору потерянности: историю Каштанки повествует, исполняя своеобразную оперу нищих, бродячая труппа на глазах у зрителей – в их числе и Беспризорник с гармошкой. Питомцам месье Жоржа (куклу ведет замечательный артист Андрей Дрыгин), нового хозяина Каштанки, тонко передана натуралистичная пластика, а кроме того – планшетные куклы отыгрывают сюжет в сюжете. Режиссер иронично живописует внутритеатральные взаимоотношения. Артист Артистыч – Гусь, который не всегда понимает режиссерские задачи, но беспрекословно выполняет все цирковые номера, капризный премьер кот Федор Тимофеевич, неторопливая старушка свинья Хавронья Ивановна. Режиссер блестяще увязывает и двойственность игрового пространства. Человеческие характеры зверей (актер и кукла тут то сливаются, то разъединяются в своих образах) существуют в антитезе с «неодушевленными» ширмовыми куклами, обозначающими тот жестокий мир улицы и простого люда, откуда Каштанка попала в рафинированный мир театра, но куда она по зову сердца все равно вернется.

Удивительно, но одна из крайностей молодой режиссуры – страх оставить актера на сцене «беззащитным», без наносной мишуры ложнодейственных задач, преследующих целью непрестанно удовлетворять потребность публики в зрелищности. Или даже примат зрелища над сценическим действием. Возможность конкурсного сопоставления постановок обозначила набор приемов, которые стали кочевать по театрам. Среди них, к примеру, присутствие всех действующих лиц на сцене на протяжении всего сценического времени или жанр читки, который сегодня стал не способом знакомства труппы и зрителей с новой пьесой, но и постановочным методом.

Профессиональным пробелом можно назвать действенный анализ драматургического материала. Часто отсутствие этого умения у нового поколения режиссеров как раз и компенсируется в спектаклях избыточными постановочными приемами, которые, к сожалению, не добавляют глубины ни интерпретации, ни актерским работам. Именно поэтому постановки режиссеров старшего и среднего поколения так выгодно отличаются значительными актерскими ролями. Награду за «Лучшую мужскую роль» завоевал Александр Антонов, сыгравший Сарафанова-старшего в вампиловском «Старшем сыне» златоустовского театра драмы «Омнибус». Артист служит в театре Златоуста больше 30 лет, его роль исполнена того ремесла и колоссального опыта, который вкупе с талантом дает неповторимый сплав великой сценической правды.

Универсализм мастерства позволяет ведущим актерам, на которых часто держится труппа театра, свободно работать в любом жанре. Ольга Телякова, награжденная за «Лучшую женскую роль» в спектакле «Валентинов день» Молодежного театра Челябинска, проводит мощную эмоциональную ноту и сквозь старый театр психологической правды, и сквозь новый театр документального остранения. «Валентинов день», написанный Иваном Вырыпаевым в 2012 году как сиквел «Валентина и Валентины» Михаила Рощина, до сих пор остается сложным для театра текстом, где драматург предлагает актерам иной, «мерцающий» способ существования – гиперреализм с отсылкой в мелодраму 60-х.

Магнитогорский драматический театр им. Пушкина с редкой театральной инсценировкой «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова забрал награду «Лучшего художника по костюмам». Татьяна Виданова одела многонаселенный музыкальный спектакль в стилистике 20-х – с художественными цитатами из авангардистов и точными приметами эпохи – от «Синей блузы» и Окон РОСТА до агитпропа и НЭПа.

Гран-при фестиваля единогласно был присужден Новому Художественному театру (НХТ) за сценическую версию комедийной пьесы Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Режиссер Евгений Гельфонд, ученик Анатолия Васильева, последние десятилетия строит театр, основанный в Челябинске в начале 90-х, как театр-студию и театр-дом, его главная художественная идея – интерес к человеку. И действительно, история времен Великой Отечественной войны взята театром в репертуар не к памятной дате, как это обычно теперь случается, а как возможность вглядеться в судьбу обыкновенного человека, какой она была на страшном сломе минувшего века. Театральная поэзия спектакля, актерская характерность и неподдельная искренность, даже наивность образов режиссерской волей аккумулируются на камерной сцене в витальных мизансценах, где яркие краски уступают место обертонам, а страстные монологи сменяются тонкими оттенками актерских чувств и переживаний. 

Челябинск–Магнитогорск–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
5893
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
5753
Кабинет министров разделил доплаты регионам

Кабинет министров разделил доплаты регионам

Михаил Сергеев

Для сокращения дефицита врачей правительство выделило 9,9 миллиарда рублей

0
2233
Бизнес предложил постконфликтную модель экономического роста

Бизнес предложил постконфликтную модель экономического роста

Ольга Соловьева

Только каждая пятая компания в РФ сейчас намерена инвестировать в собственное развитие

0
3163

Другие новости