На фото Сергей Женовач. Фото агентства городских новостей "Москва"
То, что уже несколько недель активно обсуждается в СМИ и в кулуарах – смена руководства МХТ им. Чехова, – произошло. Правда, в неожиданной комбинации. Сергей Женовач покинул кресло худрука театра по собственному желанию. Эту должность займет один из ведущих артистов МХТ Константин Хабенский. Одновременно Министерство культуры сообщило о кадровых назначениях во МХАТ им. Горького: генеральным директором театра стал Владимир Кехман.
Чем были продиктованы кадровые перестановки в МХТ им. Чехова – загадка: назначенный в 2018 году Женовач, по сути, руководил театром года полтора, если учесть практически парализовавшую культуру пандемию. Да, он не выпустил ярких и событийных премьер, возможно, выбрал не совсем верную тактику продвижения учеников, поручая им постановки и тем самым практически отказавшись от прибыли во имя творческого процесса. Женовач снял с репертуара пару кассовых спектаклей, позволил уйти ведущим артистам (из последних – Александра Ребенок и Андрей Бурковский). Так ведь и Москва не сразу строилась. Тем не менее факт остается фактом: режиссер покидает МХТ и продолжит руководить «Студией театрального искусства», театром, который сам создал. К слову, министерству, очевидно, придется запускать процесс отделения «Студии» от МХТ. Ведь после назначения Женовача она вошла в состав театра (что говорит о долгосрочных планах учредителей и режиссера и о некоем конфликте, который спровоцировал отставку).
По информации «НГ», Хабенского уговорили, он не хотел становиться во главе театра. Что парадоксально, поскольку именно с именем Константина Юрьевича связывают критические заявления и даже письма против Женовача. В реальное противостояние это не вылилось – не то труппа не поддержала Хабенского, не то удалось найти компромисс. Но прогнозировать, каким худруком станет знаменитый актер, невозможно.
Что происходит во МХАТе им. Горького? Слухи о том, что под Эдуардом Бояковым (назначенным также в 2018 году) кресло горит, ходили давно. В вину ему ставили и финансовую непрозрачность – это может выявить аудит, который должен провести новый директор, – и желание заигрывать с публикой, связанное с тривиальными репертуарными и кадровыми решениями. Напомним, зрителей удивили Леонид Якубович в «Лавре», Ольга Бузова в спектакле о молодости Сталина, музкомедия по советским песням… Бояков получил консервативный театр – пусть в стагнации, но то новое, что он предложил, выглядит «старыми песнями о главном».
Заметим, первые признаки того, что кресло под Бояковым шатается, появились в тот момент, когда худрука ограничили в полномочиях: устав театра переписали, переложив ответственность на директора и президента. Так что Кехман может без затруднений расторгнуть контракт с Бояковым. Хотя любопытно было бы посмотреть на театр, которым руководят два деятеля культуры, пропагандирующие общие (патриотические) ценности. Удивительно, кстати, что Владимир Абрамович не стал претендовать на художественное руководство театром, ведь теперь он имеет на это формальное право (недавно он окончил ГИТИС как режиссер музтеатра), а будет заниматься тем, что удается ему, по его же словам, легко – буфетами и туалетами. Тем более что театр вступает в пору реконструкции. А должность худрука можно ликвидировать. В некоторых федеральных театрах такой должности нет (например, в Большом).
Владимир Кехман оставляет пост художественного руководителя Новосибирского театра оперы и балета. Эту должность теперь займет главный дирижер театра Дмитрий Юровский. Михайловский же театр, свое детище, Владимир Абрамович оставлять не намерен – там он служит на полставки.
комментарии(0)