0
4471
Газета Культура Печатная версия

26.10.2021 19:26:00

В Пушкинском музее представили современную графику, подаренную Центру Помпиду супругами Герлен

С миру по серии

Тэги: пушкинский музей, выставка, современная графика, коллекция, даниэль герлен


пушкинский музей, выставка, современная графика, коллекция, даниэль герлен Улла фон Бранденбург. Сергей Дягилев. 2009 Фото агентства «Москва»

Даниэль Герлен, внук парфюмера Жака Герлена, с супругой Флоранс передали Центру Помпиду большую коллекцию графики современных художников почти десять лет назад, в 2012-м. Из 1200 листов больше 200, в основном это серии, сейчас привезли в Галерею искусства стран Европы и Америки. Озаглавленная кураторами Сурией Садековой, Анной Клочковой и Марией Хвалибовой лаконично – «Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен» – экспозиция показывает вкус коллекционеров, отличный тем, что он не ограничен ни географическими, ни поколенческими границами.

Здесь есть Павел Пепперштейн (первый увиденный Герленами российский художник, с тех пор в их собрании уже появились и работы его соратника по группе «Инспекция «Медицинская герменевтика» Сергея Ануфриева, и рисунки художника, моряка и поэта Александра Пономарева), есть классик арте повера Джузеппе Пеноне, есть Кристиан Болтански – и, например, молодая, 1980 года рождения, художница Анн Лакутюр.

Недавно ушедший классик Болтански работал с темой памяти и известен прежде всего инсталляциями – его рисунок «Металлическая машина» с надписью «На день рождения мама подарила мне красивую машинку» (1974) из серии «Шуточные сценки» адресует к раннему периоду его выставочной деятельности, когда Болтански использовал марионеток. В том же зале экспонируют серию Лакутюр «Марионетки», но тут речь уже идет не о «делегировании» своей роли кукле, о роде мифологизации, а о беспрестанной, с психоделическим оттенком, трансформации образа вообще: в пышных прическах безликих голов обнаруживаются целые миры со своими персонажами, лестницами и кораблями. Эту серию Герлены купили на выставке, что была устроена поддерживающей молодых авторов ассоциацией «Первый взгляд», и соседство этой графики с произведениями именитых Болтански, Пеноне, Ричарда Принса и Пепперштейна лишний раз убеждает, что принципы «иерархии» и «статусности» в искусстве не важнее главного – качества.

Наверное, поэтому представленный тут портрет коллекционеров эссеистичен – в том смысле, что у выставки нет четкой структуры, серии (Герлены любят этот формат) скорее просто «наплывают» друг на друга. Разве что тот самый зал с марионетками в целом (но с оговорками) можно счесть всматриванием в человеческое лицо, то фотографически пристальным у нью-йоркского художника Роберта Лонго в этюде «Изабелла», напоминающем будто норовящую отделиться от тела голову, как было с Кики с Монпарнаса в «Черном и белом» Ман Рэя, то с экспрессивным отстранением, как у венского акциониста Гюнтера Бруса.

Дед Даниэля Герлена коллекционировал импрессионистов, Даниэль и Флоранс увлекались и фотографией, и скульптурой, но остановились на графике. Можно связывать это с тем, что по образованию Герлен – ландшафтный архитектор, а в архитектуре без рисунка никуда. Как бы то ни было, вслед за собранием сперва в 1994-м появился Фонд современного искусства (Fondation d’Art Contemporain Daniel & Florance Guerlain), следом, в 2006-м, премия в области современного рисунка The Daniel and Florence Guerlain Drawing Prize. Причем если на старте ее присуждали в рамках салона современного искусства ArtParis, то потом перебазировали в Салон рисунка, намеренно поместив современную графику среди классической. Лауреат получает 15 000 евро, а главное, его произведение отправляется в коллекцию Центра Помпиду.

Теперешние московские гастроли коллекции интересны с точки зрения материала, того, какое место занимает графика в творчестве художника и какие вообще стратегии действия у этой самой графики сегодня наблюдаются. Но в смысле комментариев выставка поразительно молчалива, потому стоит хотя бы полистать оставленный в финале каталог (или, хочется верить, появится аудиогид). Этим вещам контекст необходим. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
1030
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
1037
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
2900
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2715

Другие новости