Улла фон Бранденбург. Сергей Дягилев. 2009 Фото агентства «Москва»
Даниэль Герлен, внук парфюмера Жака Герлена, с супругой Флоранс передали Центру Помпиду большую коллекцию графики современных художников почти десять лет назад, в 2012-м. Из 1200 листов больше 200, в основном это серии, сейчас привезли в Галерею искусства стран Европы и Америки. Озаглавленная кураторами Сурией Садековой, Анной Клочковой и Марией Хвалибовой лаконично – «Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен» – экспозиция показывает вкус коллекционеров, отличный тем, что он не ограничен ни географическими, ни поколенческими границами.
Здесь есть Павел Пепперштейн (первый увиденный Герленами российский художник, с тех пор в их собрании уже появились и работы его соратника по группе «Инспекция «Медицинская герменевтика» Сергея Ануфриева, и рисунки художника, моряка и поэта Александра Пономарева), есть классик арте повера Джузеппе Пеноне, есть Кристиан Болтански – и, например, молодая, 1980 года рождения, художница Анн Лакутюр.
Недавно ушедший классик Болтански работал с темой памяти и известен прежде всего инсталляциями – его рисунок «Металлическая машина» с надписью «На день рождения мама подарила мне красивую машинку» (1974) из серии «Шуточные сценки» адресует к раннему периоду его выставочной деятельности, когда Болтански использовал марионеток. В том же зале экспонируют серию Лакутюр «Марионетки», но тут речь уже идет не о «делегировании» своей роли кукле, о роде мифологизации, а о беспрестанной, с психоделическим оттенком, трансформации образа вообще: в пышных прическах безликих голов обнаруживаются целые миры со своими персонажами, лестницами и кораблями. Эту серию Герлены купили на выставке, что была устроена поддерживающей молодых авторов ассоциацией «Первый взгляд», и соседство этой графики с произведениями именитых Болтански, Пеноне, Ричарда Принса и Пепперштейна лишний раз убеждает, что принципы «иерархии» и «статусности» в искусстве не важнее главного – качества.
Наверное, поэтому представленный тут портрет коллекционеров эссеистичен – в том смысле, что у выставки нет четкой структуры, серии (Герлены любят этот формат) скорее просто «наплывают» друг на друга. Разве что тот самый зал с марионетками в целом (но с оговорками) можно счесть всматриванием в человеческое лицо, то фотографически пристальным у нью-йоркского художника Роберта Лонго в этюде «Изабелла», напоминающем будто норовящую отделиться от тела голову, как было с Кики с Монпарнаса в «Черном и белом» Ман Рэя, то с экспрессивным отстранением, как у венского акциониста Гюнтера Бруса.
Дед Даниэля Герлена коллекционировал импрессионистов, Даниэль и Флоранс увлекались и фотографией, и скульптурой, но остановились на графике. Можно связывать это с тем, что по образованию Герлен – ландшафтный архитектор, а в архитектуре без рисунка никуда. Как бы то ни было, вслед за собранием сперва в 1994-м появился Фонд современного искусства (Fondation d’Art Contemporain Daniel & Florance Guerlain), следом, в 2006-м, премия в области современного рисунка The Daniel and Florence Guerlain Drawing Prize. Причем если на старте ее присуждали в рамках салона современного искусства ArtParis, то потом перебазировали в Салон рисунка, намеренно поместив современную графику среди классической. Лауреат получает 15 000 евро, а главное, его произведение отправляется в коллекцию Центра Помпиду.
Теперешние московские гастроли коллекции интересны с точки зрения материала, того, какое место занимает графика в творчестве художника и какие вообще стратегии действия у этой самой графики сегодня наблюдаются. Но в смысле комментариев выставка поразительно молчалива, потому стоит хотя бы полистать оставленный в финале каталог (или, хочется верить, появится аудиогид). Этим вещам контекст необходим.
комментарии(0)