Гала-концерт оперной премии Casta Diva доказал, что отечественное оперное искусство сегодня в отличной форме. Фото Иры Полярной/Casta Diva
В театре«Новая опера» прошел гала-концерт Российской оперной премии Casta Diva. Готовился он в условиях экстремальных: некоторые лауреаты и участники из-за известных обстоятельств не смогли приехать в Москву, кто-то «слетел» даже за день. Тем не менее замены нашлись, заявленная программа была исполнена, а весь концерт лишь доказал, что российское оперное искусство сегодня в отличной форме.
Солистка Пермской оперы Надежда Павлова, единственная из лауреатов последнего года, смогла принять участие в концерте. Как лучшая певица 2020 года она была отмечена жюри за интерпретацию партии Волховы в опере Римского-Корсакова «Садко» (спектакль Дмитрия Чернякова в Большом театре). В своем ответном слове Надежда с болью отозвалась о трагедии (во время спектакля погиб артист миманса Евгений Кулеш). «Если я когда-нибудь буду петь колыбельную Волховы, то буду делать это в память о Жене», – сказала она.
Концерт же в «Новой опере» Павлова открыла феерически виртуозной арией Цербинетты из оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе». Блок европейской классики (а в концертах Casta Diva всегда есть драматургия, которую выстраивает президент премии Михаил Мугинштейн) продолжил эмоциональный дуэт Водяного царя с дочерью из «Русалки» Дворжака в исполнении солиста «Новой оперы» Алексея Тихомирова и сопрано из Большого Анны Нечаевой. Знаменитую арию Русалки Нечаева спела так трогательно, что замер зал, а Тихомиров в арии Досифея из «Хованщины» Мусоргского проявил свое блистательное мастерское владение стилем русской оперы (партии в «Борисе Годунове», «Иоланте», «Евгении Онегине» и др. – одни из самых известных в его репертуаре). А монолог Бориса Годунова «Достиг я высшей власти» исполнил солист Мариинки Евгений Никитин, лауреат Casta Diva за 2019 год. Само появление артиста, востребованного сегодня на лучших мировых сценах, в Москве дорогого стоит. Во втором отделении он представил еще один образ, за который его ценит оперная публика всего мира, – зловещего Скарпиа из «Тоски» в роскошном дуэте с солисткой «Новой оперы» Светланой Касьян.
В концерте оперной премии Верди должен быть непременно, и музыка самого знаменитого оперного композитора была представлена фрагментами из «Отелло» – монологом главного героя и его дуэтом с Дездемоной. Как известно, партия Отелло коварная, и не каждый тенор готов взять ее в свой репертуар. Но в Москве такой есть, это солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Николай Ерохин, а Зарина Абаева из Пермской оперы, друг премии, составила ему чудесную пару.
Три большие дуэтные сцены исполнил солист Большого театра Игорь Головатенко, лауреат Casta Diva за 2018 год: из вердиевского «Бала-маскарада» с Зариной Абаевой, из «Любовного напитка» Доницетти – с Надеждой Павловой и, наконец, финальный дуэт из «Евгения Онегина» Чайковского – с Анной Нечаевой. Конечно, этот певец производит потрясение в публике, и здесь играет роль и насыщенный тембр его голоса, и фразировка, и эмоциональность. Гибкость, проникновение в текст и логика выстраивания целого, наконец, стабильность (обозреватель «НГ» еще ни разу не была свидетелем его неровных и тем более неудачных выступлений). Сейчас, безусловно, наступает его время, причем не только у нас: певец, по словам директора нью-йоркской Метрополитен-опера Питера Гелба, ангажирован театром надолго. Дуэт Онегина и Татьяны Головатенко и Нечаева поют в спектакле Большого театра, поэтому, конечно, между ними особая связь – что называется, химия на сцене. Потому ли или в силу своих дарований они смахивают некий налет формальности, с которым часто исполняют этот дуэт, и заставляют, как в первый раз, открыть для себя давно знакомый текст и следить за чувствами героев.
Но как бывают печальные потери – не смогли выступить в концерте Кристиан Герхаер, Асмик Григорян, Максим Кузьмин-Караваев, – так бывают и счастливые приобретения. Узнав, что в Москву на пару дней приехала Екатерина Губанова, лауреат Casta Diva за 2019 год, певица, названная великой Вальтрауд Майер своей наследницей, директор премии Юлия Китаева и Михаил Мугинштейн предложили ей экспромт, та легко согласилась, и в начале второго отделения блеснули гневные молнии в клятве Ортруды из вагнеровского «Лоэнгрина». Экспромт, безусловно, удался, в том числе и благодаря дирижеру «Новой оперы» Андрею Лебедеву, который уже не первый год вместе с оркестром театра берет на себя сложную функцию поддержки солистов.
комментарии(0)