0
3291
Газета Культура Печатная версия

17.10.2021 19:26:00

Театр Сац: маршрут (не) построен

Новый проект "RE-Конструкция" открылся концертом-променадом для детей и взрослых

Тэги: театр, наталия сац, концерты, старинная музыка


театр, наталия сац, концерты, старинная музыка Музыкальный руководитель постановки Петр Айду находился в центре действия. Фото Елены Лапиной предоставлено пресс-службой театра

Пока в Большом зале продолжается техническая реконструкция, в просторном фойе появилась своя, музыкальная. По инициативе пианиста, композитора, перформера Петра Айду и режиссера, худрука Георгия Исаакяна в новом сезоне Театра имени Наталии Сац стартовал цикл концертов «RE-Конструкция», в рамках которого будут звучать старинная музыка и незаслуженно забытые сочинения ХХ века (из любопытного, скажем, – камерная опера «Четыре девушки» Эдисона Денисова). Именно эти два направления уже несколько лет активно исследует творческая команда театра, не переставая одну за другой выдавать мощные премьеры.

Для открытия проекта Петр Айду выбрал сочинение «SILA: Breath of the world» современного американского композитора Джона Лютера Адамса – партитуру, предполагающую свободное, фактически интуитивное исполнение и пространственное расположение групп музыкантов и вокалистов; публика при этом может перемещаться от одной точки к другой по определенному маршруту. Его, увы, как раз и не наблюдалось – заявленный променад, иммерсивный спектакль так и не получился. Возможно, для того чтобы публика не терялась (во всех смыслах), стоило бы «нарушить» строгие указания композитора и добавить в исполнение музыканта-проводника (как в тех же детских представлениях) или же в карте-программке четко прописать пути маршрута или порядок действий (как в театральных «бродилках»). Впрочем, дети все равно остались под большим впечатлением – не исключено, что многие впервые так близко, буквально на расстоянии вытянутой руки видели инструменты. Их диспозиция, к слову, весьма удачно вписалась в пространство фойе и ротонды: струнные – на ступеньках, медные и мужской хор – в нижнем ярусе, женский хор – в верхнем, ударные во главе с Айду – в самом центре действия.

Сочинение Адамса – не только успешного композитора, но и природозащитника, экоактивиста, жившего долгое время на Аляске, – фактически изображает силу шторма и природных стихий. Также, по мнению Адамса, «Sila – это наша осведомленность о мире вокруг нас и осведомленность мира о нас». Звучание этой музыки оказалось действительно сильным и отчасти непростым для восприятия: на протяжении целого часа артисты симфонического оркестра театра, солисты и хор воспроизводили одну ноту, а точнее, ее 15 мерцающих, пульсирующих обертонов. Раскаты ударных и тянущиеся звуки медных духовых погружали в состояние медитации, из которого, впрочем, уводили минималистские повторы коротких ритмических фраз, нарушая уже привычную статичность. Композитор же указал исполнителям играть каждому в своем темпе и выбирать любую из заданных гармонических последовательностей, и нужно сказать, что музыканты с этой задачей справились блестяще (учитывая, что дирижер здесь отсутствует). На премьере в Линкольн-центре опус Адамса играли, стоя в траве и даже в фонтане – у театра Сац есть и то, и другое. Не исключено, что в будущем «Sila» обретет формат уже уличного променада. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3223
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3343
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3804
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
4800

Другие новости