Актриса железной воли. Фото агентства «Москва»
Народной артистке РСФСР Алле Демидовой преподнесли на юбилей уникальный подарок. Любовь Аркус шесть лет снимала полнометражный фильм-портрет актрисы «Кто тебя победил никто». Картину уже увидели кинозрители, ее покажут по Первому каналу. Такая редкая подробная документация творчества актрисы предпринята не случайно, ведь личная жизнь Аллы Демидовой всегда была окутана тайной, а профессиональный путь – обособлен.
В юности Демидова записала в дневнике: «Какое счастье – быть актрисой. Сегодня ты – королева Англии, завтра – простая крестьянка. Чем многообразнее жизнь – тем меньше страха перед смертью». Рефлексия актрисы в профессии всегда сопровождала ее путь на сцене и в кадре. Потому Алла Демидова в своих книгах не только вспоминает о легендарных современниках (о Смоктуновском, Высоцком, Параджанове, Стрелере, Эфросе, Тарковском и др.), но и подвергает свои и партнерские работы беспощадному самоанализу в попытке сформулировать призрачные законы существования актера в жизни и в роли. В такой последовательности «материалистического анализа» актрисе, возможно, помогло ее первое экономическое образование, которое она успела получить, только подступаясь к мечте детства, и которое все равно стало первой ступенью в актерство – ее первые роли были сыграны в Студенческом театре МГУ в конце 50-х.
Демидова стояла у истоков Таганки, ее вторая по счету, отсроченная попытка поступить на актерский в Щукинское училище не была случайностью, именно дипломный спектакль ее курса «Добрый человек из Сезуана» стал первой режиссерской работой Юрия Любимова и заделом новаторского театра. Но уже тогда в молодой и энергичной труппе Таганки она держалась особняком, не могла играть типично «бабских, крикливых» ролей. Демидова всегда создавала разные по средствам выражения роли (от молчаливой сдержанности, жесткости до эксцентрики и скульптурной жестовости), не наделяла героинь стабильным характером. Раневская, Марина Мнишек, Электра, Донна Анна и др. – благородные, статные, сильные духом и в то же время сомневающиеся. В 60–80-х годах в кино Демидова играла не только аристократических героинь исторических эпох (Аркадина в «Чайке», Герцогиня Мальборо в «Стакане воды», Елена Протасова в «Детях Солнца») или лирических (поэтесс Ольги Берггольц и Леси Украинки), но и народные образы героинь – комиссара и революционерки, ученого-физика. В новое время актриса снималась у лучших авангардистов – Киры Муратовой и Рустама Хамдамова.
После раскола Таганки актриса ушла в свободное плавание и продолжила поиск материала, открыв впоследствии для российской публики драматурга Хайнера Мюллера – и режиссеров, которые бы предлагали ей неизведанные художественные задачи. Железная, мужская воля Демидовой, ее пытливость в актерской профессии, понимаемой как энергетическое поле таланта, претворились на сцене и в том, что в «Гамлете», к которому актриса возвращалась не раз, Демидова однажды сыграла и заглавного шекспировского героя. С экспериментатором Теодором Терзопулосом актриса также смогла завершить на сцене и целый сонм античных героинь, проведя вектор от античной трагедии до ее современного отвлеченного звучания. Демидова сыграла и «Федру», и у Романа Виктюка, где наконец смог раскрыться большой талант трагической актрисы, которая играла не только мифологическую героиню, но и судьбу Цветаевой. Судьбу еще одного поэта ХХ века Алла Демидова воплотила в кульминационной для ее манеры постановке Кирилла Серебренникова «Ахматова. Поэма без героя», в которой актриса не скрывается за маской героев, а выступает от своего лица, оставляя открытой границу между живой реальностью и сценической иллюзией.
Ее высокие требования к режиссуре, предельная независимость, а также любовь к ритмизованному поэтическому слову сподвигли актрису к тому, чтобы выступать с моноспектаклями, читая зрителям любимых поэтов, от XIX до Серебряного века, неизменно с пюпитра, как музыку. В ее авторском жанре литературно-поэтических композиций власть отдана тягучей и протяжной, потусторонней интонации актрисы. Нельзя изменять природе и назначению, предавать свой вкус. Нужно отстаивать свое художественное видение и преодолевать публику. В этом Алла Демидова убеждена.
комментарии(0)