Герои постановки скорее наши современники, чем библейские персонажи. Фото Ольги Керелюк/Театр «Урал Опера Балет»
Театр «Урал Опера Балет» за последнее десятилетие ввел традицию открывать сезон оперной премьерой. 110-й год своего существования он встречает постановкой одного из самых грандиозных произведений Верди, которое в России остается раритетом.
Успех Екатеринбургской оперы последнего времени связан с созданием уникального современного репертуара. Она впервые в России осуществила постановку оперы Филипа Гласса – выбор пал на «Сатьяграху»; здесь впервые в России обрели сценическую жизнь «Пассажирка» Моисея Вайнберга, вместе с музыкой полузабытого советского композитора вернувшая на сцену тему Освенцима, и хит современного мирового репертуара «Три сестры» Петера Этвеша. В прошлом сезоне, опять же впервые в России, театр заполучил еще одну современную оперную легенду – «Любовь издалека» Кайи Саариахо.
Но Екатеринбург готов искать собственное лицо не только на территории современной музыки. Об этом свидетельствовал еще «Граф Ори» – практически неизвестная у нас опера Россини. Вместе с появлением нового главного дирижера Константина Чудовского театр предпринимает новый ход: нынешний сезон он начал знакомством с партитурой самого популярного оперного классика, в России по каким-то причинам не прижившейся и не имеющей глубокой традиции исполнения.
Меж тем на мировых сценах «Набукко» чувствует себя вполне уверенно. Эта опера фактически открывает список сочинений Верди. Но несмотря на то что она написана задолго до зенита его карьеры, длившейся полвека, все в ней уже выдает руку мастера. Премьера «Набукко» состоялась в 1842 году в миланском театре Ла Скала. Оттуда изложенная в многочисленных хорах уникальной красоты, воинственных ариях и дуэтах история вавилонского царя Навуходоносора (итальянцы сократили его сложное имя до Набукко) и захвата Иерусалима успешно распространилась на сцены всего мира. До Петербурга «Набукко» добралась в 1851 году, но надолго не закрепилась и исчезла на полтора века, пока в 2001-м не была поставлена в Большом театре. Позже опера появлялась в репертуаре московского «Геликона» и Мариинского театра в Петербурге.
Как все «исторические» оперы Верди, «Набукко» требует огромных усилий – и уверенности театра в собственных возможностях. Режиссером уральского «Набукко» стала Надежда Столбова, известная несколькими работами в Красноярском театре оперы и балета («Борис Годунов», «Амадей») и с недавних пор приглашенная штатным режиссером в Екатеринбург. Историю ослепленного гордыней Навуходоносора, его конфликта с родной дочерью Фененой и приемной Абигайль она практически вырубила из легенд о Вавилонском царстве, захвате Иерусалима и падении храма Соломона. Этот Набукко выстроил свое царство посреди пустыни, где его окружают не столько персонажи библейских времен, сколько наши современники, облаченные в текучие песочные хламиды, – разобщенные, одинокие, потерянные. И неуклюжая девушка в трико, бродящая среди них на протяжении всего спектакля, которую режиссер замыслила как alter ego Абигайль, оказывается скорее визуализированной душой этой толпы. Такое решение вполне гармонирует с приподнятой на котурны, балансирующей от меланхолии до бешеной воинственности музыкой молодого Верди – когда опера не скрывает своей театральности и не стесняется условности. Но здесь екатеринбургский театр, давно убедивший зрителя в своем финансовом благополучии и респектабельности, внезапно обнаружил ограниченность возможностей. Сценография и костюмы Петра Окунева в свете Сергея Скорнецкого не смогли поддержать идею оперы как голливудского шоу.
Оркестр, хор, состав солистов-вокалистов – в «Набукко» все рассчитано на мощь такой оперной машины, как Ла Скала в зените своей славы: Верди был любим оперными театрами позапрошлого века, как полководец, виртуозно манипулирующий полками и дивизиями. И вес этой роскошной махины пришлось взять на себя уральским солистам, хору и оркестру – никого со стороны на постановку решено было не приглашать. Почти ни у кого из них не было опыта исполнения «Набукко», но именно музыкальная сторона спектакля убеждает в праве труппы на эту оперу. Свободно и актерски, и вокально чувствует себя в заглавной роли Александр Краснов, лидером выглядит и Владислав Попов в партии Захарии, совершенно не похожи друг на друга две Абигайль – свободно чувствующая себя в роли Ирина Риндзунер и Надежда Бабинцева, осваивающая совершенно новую для себя территорию сопрано. Но главным героем спектакля стал хор (хормейстер – Эльвира Гайфуллина), чуткий и мобильный, – екатеринбургский «Набукко» оказался его бенефисом и спектаклем о народной душе.
Екатеринбург–Москва
комментарии(0)