Актеры Рузиль Минекаев и Валерия Ланская во время показа премьерного спектакля «Бешеный хворост» в театре «Школа современной пьесы». Фото агентства «Москва» |
Центральный персонаж пьесы – типичный школьник Андрей Филиппов, который принял участие в протестном митинге, и его словили представители правопорядка. Теперь губернаторскому лицею для одаренных детей имени Сергия Радонежского предстоит разбираться с нарушителем стабильности. Директор школы (Татьяна Васильева) должна отчислить молодого начинающего революционера. Но юноша был на митинге не один, а с кем-то из одноклассников, которому удалось сбежать. И необходимо выяснить, кто это. Потому что отчислить одного сироту, у которого совсем недавно умерла от рака мать, некрасиво, да и губернатору нужно устроить в лицей двух своих племянников, а не одного.
Директор и две учительницы закрывают Филиппова в учительской и не дают ему уйти, пока он не признается, кто ходил с ним на митинг. Сначала просто прессуют, угрожая, что выгонят из школы, но Филиппов не боится, что его выгонят, говорит, что пойдет работать в «Макдоналдс». Затем предлагают миллион, секс и даже усыновление – светлое будущее. Но ничего не может заставить его выдать соратника…
В процессе подавления личности школьника педагоги теряют лицо: директор Извекова готова отчислить мальчика, к которому привязалась сердцем и хочет усыновить, ради места министра культуры области; заместитель директора Корнеева (Джульетта Геринг) готова опуститься до рукоприкладства; другая – Свиблова (Валерия Ланская) готова переспать с учеником.
Композиция зрительного зала необычная. Решение посадить зрителей и справа, и слева – сцена словно находится в проходе – увеличило вместительность зала. Актеры сидят на первом ряду, зрители становятся немыми участниками происходящего, словно присутствуют в учительской. Действие разворачивается медленно, в модной манере, словно смотришь документальное кино, а не спектакль. Спектакль поставлен непринужденно, и это и есть высшее мастерство, когда искусства незаметно, но оно есть в каждой детали, жесте и интонации. Декораций нет. Лишь окно, через которое струится свет; иногда оно становится экраном для видеопроекции.
Сбор труппы в театре прошел необычно: все желающие могли пройтись с актерами по бульвару с флагами, шариками и лозунгами, символизируя протестное настроение масс – поучаствовать в съемках материала для спектакля «Бешеный хворост».
Название может показаться странным, но оно метафорично. Бешеный хворост, или горький чай, – народное название ядовитого растения азалии, красивого и цветущего, но опасного. Директор лицея имеет странную привычку есть комнатные растения. Хорошо, что ее вовремя предупредили, и она ограничилась кактусами. Учителя, взрослые, становятся ядом, убийцами нового поколения, своих же детей.
В пьесе много поворотов, неожиданных для зрителя, накал страстей возрастает с приближением кульминации. Откровенные эротические сцены, мужской мордобой, женские разборки, ненормативная лексика немного шокируют. Зрители ощущают себя свидетелями крайне откровенного разговора.
Кто-то видит в школьнике Филиппове, которого играет начинающий актер, студент ГИТИСа, Рузиль Минекаев, героя, принципиальную личность, кто-то – отрицательного персонажа, который гробит Россию, мерзавца. Сам же режиссер Иосиф Райхельгауз говорит: «Здесь нет плохих и хороших. Нет героев и злодеев. Нет революционеров и ретроградов». А кто же есть? Есть зависимые от системы люди, которые плачут и смеются, ругаются и объединяются, сомневаются и уверенно напирают… Есть хозяева жизни и их подчиненные. Выстроена четкая иерархия. Губернатор давит на директора школы, директор – на заместителей, заместители – на учеников. «Ты никто, голодранец, быдло», – говорят они Филиппову, тебя взяли в лицей из жалости, потому что ты сирота, тебе повезло, но мы лишим тебя шанса на хорошую жизнь, потому что ты сопротивляешься, протестуешь, идешь против системы. А наши дети пойдут дальше, станут частью этой системы, поступят в хорошие вузы, будут служить в ФСБ, МЧС… Одного из таких детей играет молодой артист Александр Сеппиус.
«Несоответствие между бюджетными затратами на патриотическое воспитание и поведением наших учащихся, которые подрывают основы государственного строя», – это обвинение школы Министерством просвещения словно вырвалось из советского прошлого и грозит стать опять нашим будущим.
Школе современной пьесы удалось ухватить наконец современность за хвост. Это один из актуальных театров страны, его стратегия опирается на высокий профессионализм, эмоциональность и голос свободы. Зрители наградили в конце актеров бурными овациями, зал встал – это показатель успеха.
комментарии(0)