Сунь Фужун. Десятилетие. Из серии «Искусывание». Фото агентства «Москва»
На открывшейся в Музее современного искусства «Гараж» выставке «Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» кураторы Снежана Кръстева и Андрей Мизиано играют словами. Название проекта с 40 документациями перформансов, инсталляциями и объектами, сделанными художниками разных стран – от Она Кавары до Никиты Алексеева, от Нам Джун Пайка до Лучезара Бояджиева – по-английски звучит как Spirit Labor («Работа духа», или, как здесь пишут, «Труд») и адресует к одноименному киноэссе британского куратора и историка перформанса Адриана Хитфилда. Работа ли духа, время или преодоление – категории довольно общие, вообще в искусстве ко многому применимые, но это не отменяет ценности проекта как подборки важных произведений на вечную тему.
У повествования нет глав, но есть кельи. Небольшие тесные пространства (архитектурой занималось бюро Grace), которые кураторы сравнивают с кельями, перетекают друг в друга, пока зритель проживает время выставки. «Анфилада» этих келий прерывается лишь единожды инсталляциями Вячеслава Ахунова, Юрия Альберта и Сунь Фужун. Тут ядро проекта.
«Мантры СССР» – коллекция артефактов советского общественного быта, от портретов вождей и партийных деятелей до убористых конспектов из коммунистических учебников, которую Ахунов начал собирать в 1975-м и продолжает до сих пор. Тут музей, ну, или склад жизни, тысячи трудодней, проведенных в попытках внутренне это изжить. С «Мантрами» отчасти рифмуется армия зеленой униформы, поставленная китайской художницей Сунь Фужун («Десятилетие» из серии «Искусывание»). Методично выстригаемые ею клочки ткани придают комплектам чжуншань вид потрепанных жизнью и поеденных молью, и со стороны художницы это тоже стратегия преодоления.
Между двумя этими инсталляциями зажата, что, впрочем, не мешает ее концептуальному дыханию, работа Юрия Альберта I’m still alive: зеркала по числу дней в году – на каждом отпечатки дыхания художника. С одной стороны, в названии звучит отсылка к знаменитому одноименному проекту Она Кавары, с другой, у Альберта принципиален зеркальный фон, отражающий, «впитывающий» происходящее вокруг.
О переживании длительности времени, которое вместе с тем оказывается относительно короткой вспышкой, тут говорит, в частности, работа узбекского художника Вячеслава-Юры Усеинова. «Тень несуществующего дома» – картина, которой открывается экспозиция, посвящение некогда эмигрировавшему другу, создававшееся 11 лет, время, в которое сам дом уже был снесен. «Один миллион лет» Она Кавары, два книжных тома, на чьих страницах просто перечислены годы – лаконичное и красноречивое напоминание о том, что и большие исторические события, и жизни отдельных людей уместились бы в пределах одного разворота. С числами или образами как метками прошедшего времени здесь вообще связано много работ и вопросов о том, насколько (не) тождественен прожитый опыт и абстрактный знак, символ.
У классика перформанса, тайваньско-американского художника Тейчина Сье, уже в силу длительности проектов жизнь и искусство неотделимы друг от друга. Тут речь идет о времени как протяженности, буквально проживаемой день за днем, когда, к примеру, в одном из своих «Перформансов длиною в год» он с осени 1981-го год жил буквально без крова, не заходя ни в какие помещения. До того Сье остриг волосы и в течение 12 месяцев ежечасно отмечался на табельных часах и фотографировал себя, фиксируя изменения.
В нынешней выставке время, возможно, намеренно внешне как будто не структурировано по темам и разделам, в этом смысле вы оказываетесь как будто внутри эссе. Но повороты сюжета есть, просто это самое время то сгущается, то разрежается, пока эпизоды-работы «наплывают» друг на друга. Преодоление не только времени, но особенно преодоление себя, что в искусстве, что в жизни, что в объединяющем их перформансе, – смысловой нерв теперешней «Службы...».
комментарии(0)