Грегор Майерхофер дебютировал с musicAeterna в Москве. Фото Лилии Ольховой/ Пресс-служба зала «Зарядье»
Новая музыка становится трендом. Вслед за Московской филармонией, открывшей сезон концертом ансамбля современной музыки intercontemporain, зал «Зарядье» также дал старт новому году с пьесы современного автора – Грегора Майерхофера. В этот вечер молодой немецкий композитор и дирижер встал за пульт оркестра musicAeterna, исполнившего также «Морские интерлюдии» Бриттена и Девятую симфонию Дворжака. Это первый приезд Майерхофера в Россию и первое выступление с музыкантами Теодора Курентзиса, которые в принципе нечасто выходят на большую сцену без своего руководителя и наставника. Тем любопытнее было услышать результат такого неожиданного и непривычного для многих взаимодействия.
Интерпретации Курентзиса невозможно не отличить – его фирменные супербыстрые темпы, подчеркнутые динамические контрасты, устремленность от начала к концу и выразительная экстатическая лирика дают любой музыке, которую играет musicAeterna, ощущение нового дыхания, новой жизни, заставляют по-новому осмыслить услышанное. Под руководством Майерхофера подопечные Курентзиса вновь подтвердили свой статус отличного оркестра, вот только не хватило безудержной энергетики, драйва, мощного звучания – всего того, что дарит публике musicAeterna. Новый дирижер оказался по-немецки педантичен и сдержан в работе с ними. Так, медленная часть Девятой симфонии Дворжака – спиричуэлс с изумительно красивым соло английского рожка – прозвучала довольно сдержанно и отстраненно, первая часть также в целом была чуть неповоротливой, однако финал маэстро Курентзис явно бы одобрил: пожалуй, за весь вечер оркестр стал самим собой, сотрясая акустику зала вихревым мощным звучанием. А в симфонических интерлюдиях Бриттена, созданных для оперы «Питер Граймс», musicAeterna мастерски, как художники-маринисты, явили слушателю картину морской стихии, сопровождаемой почти колокольным перезвоном. И в создании этой отчетливой звуковой бури большая заслуга, конечно, принадлежала дирижеру (еще и с учетом того, что это сочинение в принципе редко встречается в российских концертных программах).
Сочинение Insect concerto Майерхофера дословно переводится как «Концерт насекомых» – оно создано по заказу WWF и призвано привлечь внимание к вымиранию множества жучков, паучков и сверчков. Кстати, именно сверчки выступили в роли музыкальных инструментов на премьере в Берлинской филармонии – их специально изловили и посадили в террариум с подзвучкой. В «Зарядье» жужжание и зудение воспроизводили уже музыканты: партитура изобиловала всякого рода скрежетами, бесшумным пиццикато, глиссандо, запомнилось также рассекание воздуха смычками, создающее аллюзию на взмах крыльев насекомых. Майерхофер представил новую версию концерта – переложение для скрипки с оркестром: в роли предводителя-путешественника оказался солист Владислав Песин, один из специалистов современной музыки, с легкостью воплощающий самые безумные фантазии композиторов. Insect concerto плавно перерос в симфоническую миниатюру в духе Дебюсси, обогатившись гармонией и мелодиями, словно погружая слушателя в среду обитания героев пьесы. Но в какой-то момент этого музыкального Дискавери стало довольно много – тончайшие ансамбли тембров и все эти звукоподражания и вовсе исчезли, уступив место драматическому симфоническому накалу (напоминание о главном месседже сочинения). Впрочем, в финале зал снова наполнился полифонией шелеста и стрекотания – а стало быть, все хорошо, природу спасли.
комментарии(0)