0
3650
Газета Культура Печатная версия

07.09.2021 19:20:00

Валерий Фокин расширяет влияние

Псков стал форпостом Александринского театра

Тэги: Александринский театр, псков, фокин, театр, искусство


Александринский театр, псков, фокин, театр, искусство «Блаженную Ксению» сыграли в исторических декорациях внутри кремля. Фото Игоря Ефименко/Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина

На Вечевой площади Псковского кремля премьера специально созданной для музеев-заповедников версии спектакля Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» открыла для зрителей 266-й сезон Александринского театра. Одновременно постановка дала старт программе XVIII Пушкинского театрального фестиваля. Эта работа стала первым масштабным проектом Александринского театра и Псковского театра драмы, который с начала 2021 года официально обрел статус филиала Национального драматического театра России.

Если отвлечься от творческих порывов, которыми сейчас охвачены руководители обоих театров, то пока такое объединение Петербурга и Пскова – географически закономерное – несет реальные дивиденды. Александринский театр приобрел целый город новой публики (несмотря на близость городов, гастроли раньше не были частыми), а псковская труппа стала получать федеральные зарплаты. Как заверил «НГ» директор – художественный руководитель Псковского театра Дмитрий Месхиев, у его коллектива после знакового объединения сохраняется независимость, но репертуар, правда, теперь проходит согласование.

Предваряя премьеру, Валерий Фокин рассказал о дальнейших, уже общероссийских, планах Александринки. Объединение на почве национальной идеи Фокин видит не только в истории (изначально было затеяно так и не состоявшееся «слияние» с ярославским театром имени Федора Волкова), но и в языке – в театрах, сохраняющих ритуальность и национальный колорит малых народов. Предполагается создание Ассоциации национальных театров России. В ноябре 2021 года в рамках Санкт-Петербургского культурного форума пройдет встреча руководителей национальных театров страны, на которой будет разработан устав. Первое заседание должно состояться в Якутске. Отныне и гастроли Александринки в 2022 году в Якутстке, Казани и Екатеринбурге (затем добавятся Карелия и Коми, всего – восемь регионов) будут именоваться «Днями Александринского театра» и станут, по словам Фокина, не просто прокатом постановок, а осмысленным присутствием. «Все это завязано на нашу московскую площадку (будущий филиал Александринки в Коломенском. – «НГ»), которая сейчас не активно строится по известным причинам, но уже прошла все нужные инстанции. Проект ультрасовременный, построят к 2024–2025 году. Это будет Национальный театральный центр России или Дом национальных театров России», – подчеркнул Фокин.

Планируется создать аналитическую базу с помощью Высшей школы экономики и экспертное сообщество для изучения такого культурного феномена (национальных театров по стране около 40, в том числе, например, театры хантов и манси). Главная помощь самим театрам должна быть, по мнению идеологов ассоциации, продюсерская, а так называемыми курсами повышения квалификации для специалистов постановочной части в 2022 году откроется Школа национальных театров. «Ассоциация должна способствовать расконсервации внутренних национальных процессов внутри субъектов страны. Капитальная задача – посмотреть на деятельность всех регионов с театрами, работающими на своем языке», – объяснил Сергей Емельянов, директор Александринки.

«Блаженную Ксению» сыграли в исторических декорациях внутри кремля, подле Троицкого собора, ровно на том месте, где раньше, начиная с момента основания города, стояли 12 храмов. Валерий Фокин броско назвал это «динамитом ауры». На такой сцене под открытым небом и укрупненный жестовый актерский рисунок, и композиционные решения (от звучания колокола, прохода актеров по освещенной галерее крепостной стены и центрирования действия возле памятного креста до въезда Всадника Смерти на живой лошади) приобрели тот масштаб, который сразу погружал зрителя в энергетическое поле спектакля. Отменял привычную театральную условность. Стопроцентного реализма добавили и погодные условия: в первый день хлестал дождь, во второй – не унимался ветер (на улице было около 10 градусов). Сопереживание Ксении, по легендам, проведшей 45 лет в скитаниях, возникало буквально на физиологическом уровне.

Роль Ксении Петербургской (в литературной основе спектакля – «пьеса в клеймах» Вадима Леванова) уже третий сезон отдана восходящей звезде Александринской труппы – Анне Блиновой. С ее вводом постановка обрела житийное начало. Янина Лакоба, первая исполнительница роли святой, играла земной путь юродивой. После смерти мужа, «певчего хора ея императорского величества Елисаветы Петровны», Ксения облачается в его камзол и говорит, что Андрей Федорович жив, а Ксения умерла. Звенящий детский голосок, распахнутые огромные глаза, совсем юное, словно подростковое тельце, вбирающее рано повзрослевшую от горя душу, и в то же время обескураживающий стоицизм и незамутненная глубинная вера. Ксения Блаженная Анны Блиновой, снося поношения и обиды, неся свой крест страданий, обладает главным даром – всепрощения.

Еще одним событием Пушкинского фестиваля стала премьера спектакля-кабаре, тоже вышедшего из театрального зала, – театрализованный концерт играют в историческом буфете Псковского театра. Этот новый старый жанр сегодня снова стал востребованным, что можно отчасти объяснить и уходящей песенной культурой – ломаная и резкая стилистика рэпа, как ни крути, предполагает иной формат слушания. Публика сидит за столиками и готова ностальгировать под золотые шлягеры. Музыкальный бэнд действительно заряжает эмоциями: Александра Терских (вокал), Иван Федоров (гитара), Борис Федотов (клавишные), Ярослав Погодин (ударные). Дмитрий Месхиев сделал попытку зрительский жанр кабаре обратить в более серьезный ликбез по блатной песне и тюремному романсу. Вертинский, Алешковский, Хармс, Галич, Утесов, Евтушенко, Вера Инбер, Надежда Надеждина, а также неизвестные авторы песен собрались в единый сценарий, который конферансье Андрей Кузин (актер отдаленно напоминает Евгения Леонова) был вынужден связывать историческими байками и биографическими справками. Связать равновелико не всегда удавалось, а местами излишне беззаботная и пиететная интонация так высвечивала, к примеру, сталинскую тему, что звучала она даже опасно. Все-таки сегодня, на волне очередного интереса к вождю (возникшем как раз на подмостках!), его театральные «портреты» просто не имеют права быть двусмысленными. 

Псков–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

0
245
Торжество русского вкуса в Париже

Торжество русского вкуса в Париже

Виктор Леонидов

Фейерверк встреч историка моды Александра Васильева

0
240
Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
653
"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

"Малая родина" Евгении Буравлевой в Московском музее современного искусства

Дарья Курдюкова

Биография пейзажа

0
2053

Другие новости