«Блаженную Ксению» сыграли в исторических декорациях внутри кремля. Фото Игоря Ефименко/Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина
На Вечевой площади Псковского кремля премьера специально созданной для музеев-заповедников версии спектакля Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» открыла для зрителей 266-й сезон Александринского театра. Одновременно постановка дала старт программе XVIII Пушкинского театрального фестиваля. Эта работа стала первым масштабным проектом Александринского театра и Псковского театра драмы, который с начала 2021 года официально обрел статус филиала Национального драматического театра России.
Если отвлечься от творческих порывов, которыми сейчас охвачены руководители обоих театров, то пока такое объединение Петербурга и Пскова – географически закономерное – несет реальные дивиденды. Александринский театр приобрел целый город новой публики (несмотря на близость городов, гастроли раньше не были частыми), а псковская труппа стала получать федеральные зарплаты. Как заверил «НГ» директор – художественный руководитель Псковского театра Дмитрий Месхиев, у его коллектива после знакового объединения сохраняется независимость, но репертуар, правда, теперь проходит согласование.
Предваряя премьеру, Валерий Фокин рассказал о дальнейших, уже общероссийских, планах Александринки. Объединение на почве национальной идеи Фокин видит не только в истории (изначально было затеяно так и не состоявшееся «слияние» с ярославским театром имени Федора Волкова), но и в языке – в театрах, сохраняющих ритуальность и национальный колорит малых народов. Предполагается создание Ассоциации национальных театров России. В ноябре 2021 года в рамках Санкт-Петербургского культурного форума пройдет встреча руководителей национальных театров страны, на которой будет разработан устав. Первое заседание должно состояться в Якутске. Отныне и гастроли Александринки в 2022 году в Якутстке, Казани и Екатеринбурге (затем добавятся Карелия и Коми, всего – восемь регионов) будут именоваться «Днями Александринского театра» и станут, по словам Фокина, не просто прокатом постановок, а осмысленным присутствием. «Все это завязано на нашу московскую площадку (будущий филиал Александринки в Коломенском. – «НГ»), которая сейчас не активно строится по известным причинам, но уже прошла все нужные инстанции. Проект ультрасовременный, построят к 2024–2025 году. Это будет Национальный театральный центр России или Дом национальных театров России», – подчеркнул Фокин.
Планируется создать аналитическую базу с помощью Высшей школы экономики и экспертное сообщество для изучения такого культурного феномена (национальных театров по стране около 40, в том числе, например, театры хантов и манси). Главная помощь самим театрам должна быть, по мнению идеологов ассоциации, продюсерская, а так называемыми курсами повышения квалификации для специалистов постановочной части в 2022 году откроется Школа национальных театров. «Ассоциация должна способствовать расконсервации внутренних национальных процессов внутри субъектов страны. Капитальная задача – посмотреть на деятельность всех регионов с театрами, работающими на своем языке», – объяснил Сергей Емельянов, директор Александринки.
«Блаженную Ксению» сыграли в исторических декорациях внутри кремля, подле Троицкого собора, ровно на том месте, где раньше, начиная с момента основания города, стояли 12 храмов. Валерий Фокин броско назвал это «динамитом ауры». На такой сцене под открытым небом и укрупненный жестовый актерский рисунок, и композиционные решения (от звучания колокола, прохода актеров по освещенной галерее крепостной стены и центрирования действия возле памятного креста до въезда Всадника Смерти на живой лошади) приобрели тот масштаб, который сразу погружал зрителя в энергетическое поле спектакля. Отменял привычную театральную условность. Стопроцентного реализма добавили и погодные условия: в первый день хлестал дождь, во второй – не унимался ветер (на улице было около 10 градусов). Сопереживание Ксении, по легендам, проведшей 45 лет в скитаниях, возникало буквально на физиологическом уровне.
Роль Ксении Петербургской (в литературной основе спектакля – «пьеса в клеймах» Вадима Леванова) уже третий сезон отдана восходящей звезде Александринской труппы – Анне Блиновой. С ее вводом постановка обрела житийное начало. Янина Лакоба, первая исполнительница роли святой, играла земной путь юродивой. После смерти мужа, «певчего хора ея императорского величества Елисаветы Петровны», Ксения облачается в его камзол и говорит, что Андрей Федорович жив, а Ксения умерла. Звенящий детский голосок, распахнутые огромные глаза, совсем юное, словно подростковое тельце, вбирающее рано повзрослевшую от горя душу, и в то же время обескураживающий стоицизм и незамутненная глубинная вера. Ксения Блаженная Анны Блиновой, снося поношения и обиды, неся свой крест страданий, обладает главным даром – всепрощения.
Еще одним событием Пушкинского фестиваля стала премьера спектакля-кабаре, тоже вышедшего из театрального зала, – театрализованный концерт играют в историческом буфете Псковского театра. Этот новый старый жанр сегодня снова стал востребованным, что можно отчасти объяснить и уходящей песенной культурой – ломаная и резкая стилистика рэпа, как ни крути, предполагает иной формат слушания. Публика сидит за столиками и готова ностальгировать под золотые шлягеры. Музыкальный бэнд действительно заряжает эмоциями: Александра Терских (вокал), Иван Федоров (гитара), Борис Федотов (клавишные), Ярослав Погодин (ударные). Дмитрий Месхиев сделал попытку зрительский жанр кабаре обратить в более серьезный ликбез по блатной песне и тюремному романсу. Вертинский, Алешковский, Хармс, Галич, Утесов, Евтушенко, Вера Инбер, Надежда Надеждина, а также неизвестные авторы песен собрались в единый сценарий, который конферансье Андрей Кузин (актер отдаленно напоминает Евгения Леонова) был вынужден связывать историческими байками и биографическими справками. Связать равновелико не всегда удавалось, а местами излишне беззаботная и пиететная интонация так высвечивала, к примеру, сталинскую тему, что звучала она даже опасно. Все-таки сегодня, на волне очередного интереса к вождю (возникшем как раз на подмостках!), его театральные «портреты» просто не имеют права быть двусмысленными.
Псков–Москва
комментарии(0)