«Золотой лев» мирового кинематографа. Фото Reuters
Свою последнюю роль – самого себя, оглядывающегося на собственную жизнь в искусстве в документальном фильме, - одну из почти сотни сыгранных Жан-Поль Бельмондо исполнил в 2015 году. За полвека на съемочных площадках он стал символом и лицом сперва «новой волны», а потом, в каком-то смысле, французского кинематографа в целом. О таких говорят – национальное достояние, хотя впору сказать мировое.
Родился будущий актер в семье скульптора Поля Бельмондо, но по стопам отца не собирался идти изначально – выбирал между спортивной и артистической карьерами, отдав предпочтение последней и поступив в парижскую консерваторию драматического искусства. Первые роли в кино сыграл в конце 50-х, в том числе в комедийном дуэте с еще одним, впоследствии известнейшим, дебютантом, Аленом Делоном («Будь красивой и молчи», 1959). А уже в 1960-м, после череды второстепенных партий, появился в программном для себя, да и для целой эпохи образе – в фильме Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» его Мишель, отчаянно пытающийся быть циником, несмотря на юность, обаятельный преступник и азартный бунтарь. Живи быстро, умри молодым – расхожая формула, но с французским акцентом чувственности, свободы, максимализма, когда лучше уж погибнуть, чем загрустить. В 1965 году Бельмондо сыграл у Годара в «Безумном Пьеро» - еще одном анархическом манифесте про беглецов, опьяненных свободой и друг другом, где он хулиганит пуще прежнего, а еще поет.
Другую по настроению, по-настоящему взрослую, глубокую роль Бельмондо сыграл все в том же, достаточно юном возрасте, в «Чочаре» Витторио де Сики – военной драме с Софи Лорен в главной роли. Здесь он не балагурит, а играет юношу, познавшего другую сторону существования, иначе стремящегося к свободе, которая теперь стоит не только его, но и множества других жизней. Но романтический порыв, пусть и с горечью, обусловленной темой фильма, тихий и печальный, все же есть – как и в каждой последующей роли актера.
«Нежный проходимец», «Великолепный», «Неисправимый», «Профессионал», «Баловень судьбы», «Мужчина, который мне нравится» – название фильмов с Бельмондо говорят сами за себя, емко описывая его персонажей, неизменно ярких трюкачей, авантюристов, использующих магию кино и актерскую энергию исполнителя в полную силу. За всеми экранными чудачествами, гонками на бешеных скоростях, игривостью, впрочем, было и останется, запечатленное в кадре, предвкушение усталости, меланхолии, скуки. От которых нужно бежать изо всех сил, до последнего вздоха, до благородных седин, морщин и так никуда и не девшихся хитрого прищура и ослепительной улыбки, осветившей несколько десятилетий мирового кино.
комментарии(0)