0
2850
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2021 15:55:00

«Онегин» для Ленина

В Сергиевом Посаде завершился фестиваль «Русская опера у стен монастыря»


Фото предоставлено пресс-службой проекта

Ежегодный августовский опен-эйр проводится Минкультом Подмосковья с 2016 года – в его орбиту вовлечены древние русские города Московской области, сохранившие значимые исторические памятники архитектуры, которые в известной степени выступают живыми декорациями для музыкального праздника. Дмитров, Коломна, Серпухов и Сергиев Посад уже не раз встречали на своих площадях спектакли столичного театра «Геликон-опера» - постоянного участника фестиваля: собственно постановки русских опер («Борис Годунов», «Царская невеста», «Алеко», «Мазепа») этого коллектива и составляют суть фестиваля. «Геликон» начал свои опен-эйры в 2014-м в московском Коломенском, а чуть позже инициатива была подхвачена в области и был придуман целый фестиваль.

Глава подмосковского Минкульта Елена Харламова утверждает, что проект «уникальный и для Подмосковья, и для всей России». С последним, конечно, согласиться трудно – достаточно вспомнить петербургский фестиваль «Опера – всем» или тюменский «Лето в Тобольском кремле», оперные спектакли, показываемые в разные годы у стен Святогорского монастыря в Пушкинских Горах или Успенского монастыря в Тихвине, в Выборгском замке или в Астраханском кремле. Однако для Подмосковья, конечно, фестиваль является значимым событием – несмотря на то, что в Москве работает пять оперных стационаров, живой оперой жители «замкадья» не избалованы. Фестиваль стабильно вызывает живейший зрительский интерес, тем более, что вход на него свободный, и каждый желающий может приобщиться к великому искусству.

В этом году «Геликон» показал «Евгения Онегина» в Серпухове, Дмитрове и Сергиевом Посаде: финальный аккорд поставили на Красногорской площади «русского Ватикана». Это уникальное место словно создано для масштабных художественных акций, вобравшее в себя знаковые черты типичного российского города, что столичного, что провинциального, – его окружают мощные стены древней Лавры и торговые ряды в псевдорусском силе, тут же памятники – новодельный Сергию Радонежскому (2000 г.) и старейший в России вождю мирового пролетариата (1925 г.). Владимир Ильич оказался одним из «зрителей» геликоновского спектакля, знаменитым прищуром будто оценивая происходящее на временно возведенной сцене.

А оценить было что – скорее всего как раз Ленину спектакль Дмитрия Бертмана пришелся бы по душе. Для фестиваля театр возобновил стародавнюю постановку 1990-х годов (сейчас в репертуаре есть другой «Онегин», образца 2015 года), которая и в те-то годы тотального отторжения всего советского смотрелась странно, а сегодня, когда в моде ностальгия «по России, которую мы потеряли», она прямо-таки красноречиво выбивается из мейнстрима.
Перманентный геликоновский стеб здесь достигает своего апофеоза: кажется, что спектакль делал пролеткультовец 1920-х, главной целью которого было всячески дискредитировать, высмеять дворянское общество пушкинской поры. Отношения в доме Лариных больше напоминают разборки в советской коммуналке – манерами и изяществом тут и не пахнет: обе сестры и мамаша глупы и невоспитанны, няня держит себя управдомом а ля Нонна Мордюкова, крестьяне вечно пьяны – поллитры беленькой им раздает сама мадам Ларина. Не лучше и гости – напыщенный, но совершенно лишенный столичного лоска Онегин, пародийный Ленский, лишь чисто внешне – костюмом и черными кудрями до плеч – напоминающий хрестоматийный образ, а на поверку оказывающийся кривляющимся истериком, к тому же еще и с не устоявшейся сексуальной ориентацией: свои предсмертные строфы («сердечный друг, желанный друг, приди, приди, я твой супруг») он обращает Онегину. Конечно, Пушкин с иронией относился к провинциальному обществу своего времени, но Чайковский-то нет – его лирические сцены полны нежности и ностальгии по уходящему с исторической сцены дворянскому миру, его музыка искренняя, восторженная, щемящая, но никак не сатирическая.

Для неокрепших оперных вкусов подмосковных жителей геликоновское прочтение оказалось большим сюрпризом и немалым испытанием. Ироничные взгляды, ухмылки и смешки, покачивание головами, возбужденные перешептывания можно было видеть в публике не раз. Конечно, итоговый прием был все равно позитивным – аплодировали стоя, поскольку искусство воздействует кумулятивно: изящные декорации, красивые аутентичные костюмы, наконец, великая музыка в итоге смягчают актерско-режиссерскую эксцентрику. Однако областному Минкульту стоило бы точно знать, что именно покажут его «пастве», а также то, что в других московских театрах идут куда менее экстравагантные версии оперы Чайковского, и на «Геликоне» свет клином не сошелся.

А еще фестивалю есть куда совершенствоваться в техническом плане. Акустика – больное место всех российских представлений под открытым небом. В этот раз с подзвучкой было не плохо, но небезупречно – голоса были слишком выведены вперед по отношению к оркестру, из-за чего последний звучал лишь неуверенной тенью себя самого. Почти как в советских экранизациях опер, где вокал и четкость дикции всегда превалировали над инструментальным сопровождением. Была и другая заявка на кино: впервые по бокам временной сцены установили гигантские плазменные панели, на которые давали крупные планы. Хотели как лучше, получилось как всегда: «кино» визуально совершенно «задавило» сцену, и внимание публики было полностью переключено на плазмы. К тому же искусство операторов, ведущих оперный спектакль, оказалось не всегда на высоте, а крупный план как таковой – он палка о двух концах, высвечивает как яркие моменты, так и смешные огрехи, которые на большой сцене оказываются смикшированными, а тут беспардонно лезут в глаза. Как известно, опера, желающая быть хотя бы немножко кино, как правило, выходит плохим кино. Даже, несмотря на то, что последнее – по-прежнему важнейшее из искусств.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1153
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
709
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1387
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1364

Другие новости