Николай Полисский получает премию в нижегородском «Арсенале». Кадр из видео со страницы музея «Арсенал» в «ВКонтакте»
После того как в прошлом году государственную премию в области современного искусства «Инновация» – одну из единичных в России по contemporary art – в качестве меры поддержки в пандемийное время вручили всем номинантам шорт-листа (см. «НГ» от 25.08.20), в этот раз радуешься уже тому, что соревновательный дух в конкурс вернулся. Хотя и тут есть свои оговорки. К тому же премию ждут очередные структурные перестройки, которые, будучи только объявленными, вызвали вопросы.
Соревнование соревнованием, а больше всего единодушной радости вызвала внеконкурсная награда, пусть и без денежного эквивалента: «За творческий вклад в развитие современного искусства» «Инновацию» получил Николай Полисский, классик отечественного ленд-арта, основатель артели «Никола-ленивецкие промыслы», фестиваля «Архстояние» в той самой деревне Никола-Ленивец, что стала не просто арт-парком, а символом российского ленд-арта. Художнику и фестивалю, от которого он в определенный момент дистанцировался, в этом году сделали выставки в галерее ГУМ-Red-Line, символично подчеркнув, что тот и другой превратились в бренды, но Полисский, к счастью, сложнее, поэтичнее и ироничнее любых попыток втиснуть его в какие бы то ни было рамки. Вручая «инновационную» статуэтку, губернатор Нижегородской области (премию третий раз вручают в Нижнем Новгороде, а трансляция церемонии доступна на сайте) Глеб Никитин сказал, что городу «не хватает произведений Николая Полисского», и попросил его установить здесь свою работу.
В другой внеконкурсной номинации, «За поддержку современного искусства России», отметили основательницу Петербургского фонда «ПРО АРТЕ» Елену Коловскую.
Во всех семи конкурсных номинациях, помимо фирменной статуэтки, дают 500 тыс. рублей, независимо от того, идет ли речь, скажем, о «Новой генерации» и молодых художниках или о «Проекте года». Впрочем, границы часто проницаемы, и как сказала член Экспертного совета премии Александра Рудык, одна из главных трудностей заключалась в том, как разнести работы лонг-листа по номинациям. Главной среди молодых художников назвали Елизавету Коновалову с проектом «Свобода. 1919. 2020». Но, возможно, даже больше повезло Евгении Ржезниковой. Ее «Картотека гоголевских ландшафтов Российской империи. По пьесе Н.В. Гоголя «Мертвые души» получила спецприз Французского института при посольстве Франции, а значит, выпускница ГИТИСа сможет отправиться на трехмесячную стажировку в парижскую резиденцию Cite internationale des Arts.
«Художником года» назван Сергей Филатов с выставкой «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура». Лауреатами в категории «Региональный проект» стали кураторы Дина Ахметова, Анастасия Максимова, Янина Пруденко и Кирилл Светляков. Для Галереи современного искусства Музея искусств Татарстана в Казани они сделали выставку «Прометей космического века», оммаж Булату Галееву. Лучшим «Образовательным проектом» жюри сочло выставку «Иди» в Музее современного искусства PERMM и сопутствующую ей образовательную программу, сделанные Александрой Бубновой, Никитой Гойновым, Петром Стабровским и Анастасией Шипициной. «Книгой года» стало исследование Андрея Смирнова «В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ века». Смирнов, к слову, был участником масштабного проекта «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», сперва представленного в петербургском «Манеже», следом – в Новой Третьяковке. Жюри, в состав которого в этом году входит и директор петербургского «Манежа» Павел Пригара, назвало кураторскую работу Юлии Аксеновой «Проектом года».
Наконец, в номинации «Куратор года» наградили команду из Пушкинского музея, который после присоединения к нему Государственного центра современного искусства стал одним из организаторов проведения «Инновации» (хотя на сайте премии указано, что с 2019-го «Инновацию» вместе с правительством Нижегородской области готовит Волго-Вятский филиал ГМИИ, то есть бывший Волго-Вятский филиал ГЦСИ). Впрочем, осуществленный Ольгой Шишко, Анной Буали, Анастасией Булановой и Алиной Стуликовой онлайн-марафон «100 способов прожить минуту» действительно стал одним из лучших цифровых музейных проектов периода самоизоляции, в рамках которого можно было спокойно, без выставочной спешки, вдумчиво посмотреть выжные видеоработы и мировых, и российских художников, что на просторах интернета, как известно, дело непростое из-за авторских прав.
Пересечения интересов бывали тут и раньше. В конце концов, если проект качественный, почему бы его не наградить. Сейчас больше вопросов вызывает грядущая реорганизация премии. Еще в конце апреля директор Пушкинского музея Марина Лошак сказала: «Мы с самого начала были убеждены в том, что общенациональная премия в области современного искусства должна быть делом не одного, но многих, и мы считаем крайне важным именно сегодня инициировать объединение профессионального сообщества для ее проведения. Мы пригласили в соорганизаторы премии ведущие российские музеи и некоммерческие институции и получили согласие от Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Русского музея, Московского музея современного искусства, Мультимедиа Арт Музея, Музея современного искусства «Гараж», Фонда V-A-C, Музея современного искусства PERMM, Музейного центра «Площадь Мира» (Красноярск) и ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург)». Как именно все это будет устроено, предстоит решить. Пока что вопрос в том, что, с одной стороны, сплочение сил арт-сообщества в России, где государство не жалует современное искусство, особенно важно. С другой стороны, многие из названных институций – одновременно и главные игроки на поле contemporary art. Можно опасаться конфликта интересов, но проблема шире – и то самое отсутствие адекватной поддержки со стороны государства, и то, что сама прослойка людей, профессионально связанных с современным искусством, все еще очень тонкая.
комментарии(0)