Фото агентства городских новостей "Москва"
Пролог к открытию 96-го сезона в Театре им. Ермоловой зафиксировал раскол труппы. Сбор труппы прошел двумя коллективами и в разных местах. Театр планирует сократить 18 артистов, ранее в списке значился 21 человек. Приказ должен вступить в силу 30 сентября.
О сокращении – «оптимизации ресурсов на фоне пандемии» – стало известно в июле. Теперь же, после обращения увольняемых артистов к президенту, руководство театра объявило о снятии директорских полномочий с Олега Меньшикова. Отныне он перестает совмещать финансовую должность с творческой. Оказалось, что юридически это произошло еще в июне. Но претензии выгнанных артистов к Меньшикову накопились и как к экс-директору, и как к худруку. «Мы получили в руководители человека, который не в состоянии сформировать концепцию развития театра» – так актеры в своем письме описывают эпоху Меньшикова в Театре им. Ермоловой.
Театр, который теперь готовит судебные иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, говорит о том, что «среди сотрудников, находящихся в списке на сокращение, изначально не было ни заслуженных, ни народных, равно как и артистов (пред)пенсионного возраста». «В список попали лишь те, кто не принимает никакого участия в жизни коллектива, не имеет ролей в текущем репертуаре», – подчеркивается в официальном заявлении, опубликованном на сайте театра.
«Изначально решение о сокращении определенной части труппы было направлено в профком театра – так положено. Профком ответил категорическим несогласием, но его мнение было проигнорировано. Сейчас ситуация очень напряженная. Никто не хотел войны, но с нами не ведут диалога, – рассказала «НГ» актриса Театра им. Ермоловой Галина Власова. – Нас пытаются уволить в отпуске, на вопросы к Олегу Евгеньевичу отвечает новый директор. Среди нас есть часть артистов, которые не работали, потому что не приглашались на кастинги, не было вызовов, но ведь это находится в компетенции художественного руководителя, кого порекомендовать новым режиссерам! У меня были спектакли, но несколько месяцев назад, например, в один из них ввели студентов, убрали прежний состав. Из другого – актеров тоже искусственно вывели. Еще одну постановку, в которой были как раз заняты пять претендентов на увольнение, вовсе сняли. Есть артисты, которые репетировали, но их спектакли просто не выходили».
Почву для неоднозначной трактовки занятости артиста в общественном понимании создает и действующая система трудовых отношений. Старая, с советских времен система, при которой штатные артисты всегда получают ставку, словно априори делает их «балластом труппы» – якобы штатники могут годами сидеть и получать зарплату ни за что, а театр вынужден их кормить.
«Отрезанная» часть труппы утверждает: к «богадельне» их отнести нельзя не только в силу возраста, но и в связи с занятостью в прокате, а увольнения проводятся из-за предвзятого отношения. «Дирекция театра увольняет артистов не потому, что это продиктовано экономическими трудностями, а потому, что это долгосрочный план Меньшикова по ликвидации «Андреевской труппы» (те, кто приходил в театр при художественном руководстве Владимира Андреева и в основном его ученики. – «НГ»)», – говорится в обращении активистов.
Одна из основных претензий увольняемых артистов к администрации – нарушение трудового законодательства: понижение категорий актерам, произошедшее в 2015 году. «Артист, приходя в театр, получает самую низкую категорию – вторую. Выше – первая, дальше – высшая категория и самая высокая – «ведущий мастер сцены» (дается за выслугу лет и сыгранные роли). Тогда уже и к званию можно представлять. Раньше существовали и разряды: «ведущий мастер сцены» соответствовал 14–15-му разряду, – объяснила «НГ» актриса Театра им. Ермоловой Василиса Пьявко. – У меня запись в трудовой книжке, что в начале 2000-х мне присвоен разряд, соответствующий «ведущему мастеру сцены». В 2011 году разряды упразднили. В 2015-м издали приказ Депкульта Москвы привести в порядок оформление трудовых договоров, труппе предложили подписать новые, где я увидела у себя: «артист высшей категории» и «принимается», хотя я уже давно была в штате, правда, без письменного договора. Все увольняемые за редким исключением получили сниженную категорию в 2015 году, но мы этого тогда не поняли. Этот момент прошел для дирекции безнаказанно. Тогда нас просто ввели в заблуждение. Меня отдел кадров уверил, что «ведущий мастер сцены» после упразднения разрядов может быть только у заслуженных артистов. Я посопротивлялась и поверила, подписала договор».
По факту категории остались неизменны, и, согласно приказу от 2014 года № 963, те артисты, с кем заключается письменный договор, должны оставаться в тех же категориях, если они исполняют ту же работу. Если работодатель решает снизить категорию, он обязан созвать аттестационно-квалификационную комиссию. «Но обычно такое в театре не случается, категория – как аттестат после школы, его не отнять, это карьерный рост. Категории и в зарплатах отличаются, несильно, но за те годы, что нас понизили, накопилось прилично. Чтобы получить «ведущего мастера сцены», нужно пробыть пять лет в статусе «актера высшей категории». Они вернули нас всех фактически назад, да и со ступеньки ниже легче уволить. Повышенные категории получили уже почти все молодые по сравнению с нами артисты, которые пришли с худруком девять лет назад. Окончательно мы все поняли только сейчас, когда увидели списки уволенных и всего штата труппы», – призналась «НГ» Пьявко.
В ответ на письмо активистов Минкульту общественный совет при учреждении объявил о создании группы общественного контроля для оценки ситуации в театре. Однако достоверных подтверждений того, что группа займется контролем именно проверок финансовой деятельности театра, деятельности директора и худрука театра, как того просят увольняемые, совет пока не дал. Зато в лице его зампреда Александра Швейделя пообещал разобраться в соответствии репертуарной политики театра «гармоничному развитию личности» и «аспекту нацбезопасности». То есть тому, что недавно было озвучено президентом и министром обороны. На словах Швейдель выразил надежду на то, что «будут ставиться объявленные спектакли и средства расходоваться по прямому назначению».
комментарии(0)