0
4862
Газета Культура Печатная версия

16.08.2021 18:13:00

В свете Ильича. В Музее Москвы отмечают 100-летие плана ГОЭЛРО

Тэги: музей москвы, выставка, электрификация, столетие, гоэлро


музей москвы, выставка, электрификация, столетие, гоэлро Выставка, посвященная электрификации, вышла очень яркой. Фото агентства «Москва»

Государственная комиссия по электрификации одобрила одноименный план в 1920-м и приняла год спустя. Не то чтобы до тех пор об электричестве на просторах страны не слышали – в 1883-м в Петербурге запустили первую электростанцию общего пользования, с рубежа веков созывали электротехнические съезды. Но выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», сделанная кураторами Александрой Селивановой и Катериной Телегиной, призывает вспомнить именно масштабный госплан и штрихами намечает его отражение в культуре.

«Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны», – сейчас цитаты из Ленина, как лозунги, равноправно перемежаются цитатами из, скажем, Платонова: «Электричество – легкий, неуловимый дух любви: оно выходит из всего и входит во все, где есть энергия». Культуру на выставке утопически пытаются уравнять в правах с политикой. С одной стороны, будут большие стройки, с другой – хрестоматийный снимок Шайхета с разглядывающими лампочку Ильича крестьянами, родченковские экзерсисы с ЛЭП, рисунки Климента Редько и его декларация электроорганизма; с одной – техника, с другой – повседневная жизнь.

Главным героем тут становится Ленин, главным лейтмотивом – многочисленные лампы накаливания всех калибров, изоляторы, рубильники, датчики и т.д. «Электрификация» в нынешней версии создана с эффектом изобилия, «селфиемкой», но синхронизировать культуру с политикой при ракурсе «с высоты птичьего полета», какого требует официальный юбилейный формат, непросто. Да, старейшая из ныне действующих электростанций ГЭС-1 появилась еще в 1897-м, да, были в дореволюционное время планы электрифицировать страну (об этом здесь упомянуто в хронологии событий), да, на советских масштабных стройках были чудовищные условия и использовали в том числе труд зэков, да, многие энергетики были репрессированы, однако в целом тут сложен образ, как теперь модно говорить, большого проекта, трудно, но славно претворенного в жизнь. Потому план ГОЭЛРО упакован в разделы «Свет», «Ток», «Станции» и т.д., в это умещаются справочные рассказы о разработчиках – Глебе Кржижановском, Роберте Классоне, Генрихе Графтио, Александре Винтере.

Экспликации в основном следуют общеизвестной официальной исторической канве, и самое важное – в отдельных деталях этой панорамы-коллажа и в архивных документах. Прочесть в темном зале их не всегда удобно, особенно если бумаги убраны в витрины будок-тумб, «ныряя» в которые рискуешь схлопотать если не по лбу, так по затылку (архитектура выставки – Дина Караман).

Официальное и неофициальное отражения электрификации в культуре живут порой в параллельных реальностях, пересекаясь разве что в фотографиях Родченко или, скажем, Евзерихина. Тут есть курьезные вещицы вроде тяжеловесных настольных ламп «На страже Родины» с красноармейцем, пристально щурящимся вдаль. Есть реконструкция проекта светопамятника, придуманного Григорием Гидони к 10-летию Октября: по-конструктивистски лихая лестница ведет к серпу и молоту (похожему на покосившуюся опору ЛЭП), что поддерживают глобус с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Серп светится красным, глобус – белым цветом и опирается на арку-шестеренку. Гидони грезил искусством, как сам он писал, очищенным от темы и владеющим электричеством, разрабатывал светоцветовые партитуры, мечтал о проникновении света в архитектуру, декламацию, хореографию, музыку, словом, в театр в широком смысле слова. В 1937-м его обвинили в шпионаже в пользу Японии и расстреляли.

Ленин быстро обнаружил неприязнь к авангарду, уже в 1921 году функции Наркомпроса перешли к Главполитпросвету, а отделы должны были возглавлять «надежные антифутуристы» (футуризмом, как известно, называли авангард). В этом смысле отклик художников на технический прогресс, вечный сюжет «художник и власть» любопытны вдвойне, но первый показан не очень подробно, второй оставлен за скобками. Сказано о появлении терменвокса, а вот, например, «Проекционный театр» – проект абстрактного театра Соломона Никритина, одного из создателей группы проекционистов (позже переименованная в «Метод», она возникла в стенах Вхутемаса: экспериментальное искусство уходило в лабораторный формат), пунктирно обозначен зарисовками движений для этого самого театра. В смысле течения электричества в жилах изобразительного искусства влияние группы «Метод» невозможно переоценить, и с этого места, конечно, хотелось бы подробнее…

Прошедший иконописную выучку, учившийся у Кандинского, пришедший к новаторским экспериментам с живописным отражением энергии света и цвета, еще один участник группы проекционистов и автор декларации электроорганизма Климент Редько, видимо, предполагался одним из центральных героев выставки, преломивших технические достижения в искусстве. И не зря. Здесь можно изучить его манифест, это насыщенный текст, где объяснено, что современное искусство строит «из воздуха, из воды, из ветра, из динамита», что оно «реализует» воспринятое техникой кино – «экономным движимым использованием электроэнергии» (а само «кино – проблема формы живописи»). Электроорганизм же – «система психофилософии «интерсоциального быта» и «астрономического бытия».

На эскизе композиции к циклу «Электроорганизм», считываемые памятью как иконописные силуэты, поставлены на службу геометрии, та – свечению цвета. «Муж и жена», кажется, едва ли не единственная на выставке картина Редько, живописует наэлектризованный танец организмов, превращающихся в механизмы. Увы, теперь художник представлен преимущественно графикой из РГАЛИ или фотокопиями из Музея им. Виктора Амброзевича в Хелме. В частности, наверное, из Третьяковки нельзя было получить знаменитое «Восстание» 1925 года, полотно, объединившее политику с живописью электроорганизма, мыслившееся Редько эмблемой революции и названное Георгием Костаки «картиной века». Вообще, хотя это уже другая тема, Редько устроить бы сольную выставку. Его электроорганизм – прямой наследник технического прогресса, но сам он электроорганизмом, как известно, не ограничился. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
954
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
535
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
505
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2487

Другие новости