0
5923
Газета Культура Печатная версия

16.08.2021 18:10:00

Юсиф Эйвазов: "Полгода работы на телешоу "Маска" открыли для меня новые грани сценического сумасшествия"

Знаменитый певец – о том, как найти баланс между эстрадой и оперой

Тэги: эстрада, опера, шоу, маска, юсиф эйвазов, интервью


эстрада, опера, шоу, маска, юсиф эйвазов, интервью Юсиф Эйвазов и Анна Нетребко в спектакле «Турандот» на фестивале Арена ди Верона. Фото с сайта www.arena.it

Один из самых сильных оперных теноров современности Юсиф ЭЙВАЗОВ выступил на легендарном фестивале в Арена ди Верона и готовится к премьере оперы «Тоска» Пуччини в постановке Микаэля Штурмингера на Зальцбургском фестивале. Певец рассказал музыкальному критику Владимиру ДУДИНУ о том, что ему сегодня интересно и почему важно неустанно искать себя.

На знаменитом фестивале в Арена ди Верона в этом году вы выступили в нескольких операх – в «Паяцах» Леонкавалло и «Сельской чести» Масканьи в один вечер, а в «Турандот» с Анной Нетребко исполнили главные партии. Как живет сегодня некогда легендарный фестиваль, в историю которого вошло и имя Марии Каллас?

– Могу с уверенностью сказать, что с тех пор, как Чечилия Гасдиа стала интендантом Арены ди Верона, жизнь фестиваля преобразилась. Чечилия сама певица, потрясающий человек, большой друг, я знаю ее много лет. Все самые востребованные звезды оперного мира стремятся приехать туда каждый год. У меня это был уже седьмой сезон с момента дебюта на веронской сцене, где ежегодно я пою один-два спектакля, чувствую себя там как в родном доме. И Аня полюбила Верону всем сердцем, хотя и не сразу, мне пришлось ее несколько лет уговаривать выступить там хотя бы раз. В прошлом году, когда большинство театров в Европе было закрыто, мы согласились приехать туда и спеть концерт без гонорара в поддержку Арены. Да, реальность там не очень простая, работать непросто, бывает душно, жарко, влажность, дожди, но оно того стоит. Магия Вероны неповторимая. В следующем году я дебютирую там в партии Хозе в «Кармен», спою в новой постановке «Аиды», а Аня споет в «Набукко». Мы решили каждый год выступать в этом чудесном, потрясающем месте.

Как голос чувствует себя там в условиях природной акустики?

– Лично мне там было всегда акустически удобно. Этот амфитеатр рассчитан на большие голоса, которые там прекрасно слышны. Но безусловно, надо привыкнуть к акустике, быть аккуратным, не орать, а петь своим голосом, и все будет хорошо.

Минувший сезон оказался для вас богатым на события, главное из которых едва ли не затмило все ваши оперные триумфы, – участие в проекте «Маски» на НТВ в костюме ламы.

– Да, у моей ламы теперь больше фанатов, чем у Юсифа.

Этот образ вам предложили авторы программы?

– Было несколько образов на выбор, среди которых, например, белый орел, заяц. Ну какой из меня заяц? Мне нужен был персонаж, который бы никак не ассоциировался с моей сущностью. Костюм ламы с хвостом почему-то никто не хотел брать, мне стало ее жалко, и я решил, что я возьму. Задерживаться в этом шоу я не собирался, прекрасно понимал, что лишь кайфану, выполню все задания, но вылечу где-нибудь в середине и сниму маску. Вначале участникам было сказано, что особо старательно петь не надо, нас просили только изображать. Мой голос в этом проекте был одним из немногих, который обошелся без тюнинга. Хрипы и сипы в «Я люблю тебя до слез» я делал своим голосом, без дополнительных эффектов. Все шло очень неплохо. Но когда после третьей или четвертой передачи я понял, что участники все же стали петь по-настоящему, выдавать максимум того, что умеют, я вступил в конкурентную борьбу. А петь я, как известно, тоже могу. Я стал искать интересную песню, подбирая разный репертуар, что-то мне подсказывали музыкальные продюсеры. Но я изначально предупредил, что абсолютно открыт любого рода безумствам. И получилось очень круто. Моей главной песней стала SOS d’un terrien en détresse («SOS землянина в отчаянии») Мишеля Берже. Этот период оказался самым запоминающимся в моей жизни. Мир телевидения и телевизионных шоу удивительный, но процесс подготовки шоу – очень тяжелая профессия, намного сложнее, чем опера.

Ваши оперные фанаты наверняка заволновались, испугавшись, что потеряют любимого тенора, которого так не на шутку соблазнила эстрада.

– Вопросы, конечно, были и у меня, тем более что я начал планировать кроссовер-концерты, авторские проекты с Максимом Фадеевым, встречался с Александрой Николаевной Пахмутовой, говорил с Игорем Николаевым, поскольку озадачен поиском хорошего, красивого песенного материала, но не попсы. Я – тот, кто идет за голосом. Мне интересны песни, для которых нужен настоящий голос, не просто ути-пути. На российской эстраде очень давно не появлялось песен, которые поются голосом. А люди истосковались по такой музыке. Пусть их охмуряет Моргенштерн, но, когда смотришь статистику поисков в YouTube, понимаешь, что люди ищут хиты прошлого, песни Аллы Борисовны, которая пела голосом. Сегодня такого очень мало. Я хочу попробовать эту нишу заполнить, сделав ставку на авторский репертуар, на новые песни.

Но существует мышечная память, которая в самый неподходящий момент вдруг изменит на оперной сцене? Как будете выстраивать баланс?

– Для меня есть два важных вопроса. С одной стороны, для меня ничего не стоит спеть песню, поскольку есть и диапазон, и техника, и полное владение голосом. Я привык петь без микрофона, поэтому в студии перед микрофоном будет лишь 25% от того, что я обычно делаю в оперном театре в плане усилий. Сложность заключается в том, что в опере ты можешь себе позволить петь иногда немного на автомате, под воздействием определенного настроения, главное, следить за ровностью звукоизвлечения. Взял си-бемоль – и все счастливы. В эстраде такого быть не может, там нужно проживать песню. У тебя всего четыре минуты, за которые недостаточно просто пропеть «Как молоды мы были». Это должно тронуть большую слушательскую аудиторию.

Но ведь и опера стоит на том, что тоже стремится до глубины души растрогать слушателей.

– Согласен, но для этого певцу дается три с половиной часа. Поешь ты Радамеса, и даже если где-то вдруг случайно не тронет, ничего страшного не случится: тронет позже. А в эстраде только красивого звука недостаточно.

Эти 25% не скажутся ли на оперном голосе?

– Думаю, что нет. Мне 44 года. Если бы я заинтересовался эстрадой в 24, был бы риск. Да и песни я выбираю не попсовые, а те, которые поются голосом. Да, другой манерой, но, в конце концов, для этого я и работаю. К тому же у меня все это получается без проблем, а далеко не все оперные могут петь эстраду.

Многие оперные, может быть, и пели бы, но не рискуют потерять репутацию.

– Я не боюсь потерять репутацию. У меня она такая, что ее уже давно пора испортить. Мне абсолютно все равно, что будут говорить. В опере сложно выйти на определенный уровень профессионализма – на это уходят годы, но если ты уже вышел, то это надолго. Оперу я пою, и пою хорошо.

И хотелось бы, чтобы вы пели ее как можно дольше.

– Конечно, буду. Сегодня в оперном мире у меня не так много конкурентов. Вряд ли 50 таких, как я, теноров поют по всему миру. Единственное, что может быть не совсем хорошо, это если я отправлюсь в тур с эстрадными концертами на полгода, а потом вернусь петь Радамеса. Но я не собираюсь бросать оперу. Я люблю свою профессию, но, возможно, мне стало в ней немного скучно.

Может быть, пора начинать взаимодействовать с прогрессивно мыслящими режиссерами?

– Может быть. Полгода работы на шоу «Маска» открыли для меня новые грани сценического сумасшествия. Может, я действительно пересмотрю свое отношение к современным постановкам. Но режиссеру недостаточно просто поставить на сцену унитаз, он должен меня подробно мотивировать, убедить, что его новая история что-то собой представляет. У меня очень много планов в опере. Новый сезон обещает быть очень насыщенным, будет много интересного. Я вернусь к партии Отелло, наконец, спустя очень много лет выступлю в Неаполе в Сан-Карло на открытии сезона в ноябре. Партию Отелло я буду делить с Йонасом Кауфманом.

Вы с ним друзья?

– Конечно, мы знакомы. Сегодня Йонас намного более дружелюбен, расположен к общению. Раньше такого не наблюдалось, может быть, из-за каких-то сложностей в жизни. Он очень приятный человек, мы много общались в Неаполе, где он пел в «Тоске», а я – в «Аиде». В декабре спою в «Бал-маскараде» Верди впервые в Дойче Опер в Берлине.

Вот там точно придется столкнуться с пикантностями современной режиссуры.

– Да, думаю, там будет что-то замороченное. А в январе-феврале 2022 года спою в «Пиковой даме» в Лисео в Барселоне в новой постановке. Испания для меня сложный рынок: и публика, и критика ко мне несколько равнодушны. Но это их проблемы.

А какая критика вас очень любит?

– Американская, как ни странно, и английская тоже после «Силы судьбы» Верди в Ковент-Гардене. Но я же не читаю критику. Я сам все про себя знаю, что сделал хорошо, а что плохо, что у меня никогда не получится, я тоже знаю. Я вернусь в Ла Скала с «Адрианной Лекуврер» в марте. С «Тоской» мы с Аней появимся в следующем сезоне в Мадриде и совсем скоро – на Зальцбургском фестивале.

Следующий сезон ознаменуется еще и большим юбилеем вашей жены?

– Да, намечено много пышных событий, состоится большой тур по России, который переносился. Будет большой концерт в Кремле, куда приглашены все друзья Ани, с которыми она пела. В Петербурге тоже что-то будет. Год обещает быть насыщенным. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
1730
Что покажут по телевизору в новогоднюю ночь на основных телеканалах

Что покажут по телевизору в новогоднюю ночь на основных телеканалах

Вера Цветкова

Никита Кологривый в образе суперагента 006, Дима Билан в роли модельера Ива Сен Билана и SHAMAN в смокинге

0
1215
В Украине планируют не мир, а ракетные программы

В Украине планируют не мир, а ракетные программы

Владимир Мухин

Киев разрабатывает дальнобойное оружие, способное достать до Москвы

0
3531
«Щелкунчик» Навки стал новогодним подарком для любителей фигурного катания

«Щелкунчик» Навки стал новогодним подарком для любителей фигурного катания

Елена Крапчатова

Созданное при поддержке «Роснефти» ледовое шоу впечатляет необычными театральными номерами, спецэффектами и декорациями

0
2477

Другие новости