0
6533
Газета Культура Печатная версия

09.08.2021 15:53:00

В Третьяковке работы Вячеслава Колейчука "нанизали" на обновленную экспозицию искусства XX века

Живая линия невозможных фигур

Тэги: третьяковскаяя галерея, выставка, живая линия, вячеслав колейчук


третьяковскаяя галерея, выставка, живая линия, вячеслав колейчук Изобретения Колейчука кураторы зарифмовали с живописью супрематистов. Фото агентства «Москва»

В этом году Вячеславу Колейчуку (1941–2018) исполнилось бы 80. Выставка «Вячеслав Колейчук. Живая линия» прошла постоянную экспозицию искусства XX века насквозь, от зала с реконструированной им и давно ставшей частью этой постоянной экспозиции выставкой ОБМОХУ (Общества молодых художников) до неофициального искусства второй половины прошлого века – и к 38-му залу спецпроектов, где диалог Колейчука со временем выплескивается в монографический раздел. Но не монологичный.

Диалог с эпохами энергично завязывается в пространстве той самой Второй весенней выставки ОБМОХУ, 100-летие которой отмечают в 2021-м. Родственниками работам Родченко, Карла Иогансона, братьев Стенберг и других авангардистов (в этом же зале парит, например, «Летатлин») выглядят не только превращенная в стереографию Вячеславом Колейчуком башня Татлина, но и его оммаж конструктивистам – самонапряженная конструкция с алюминиевыми трубками, что образуют подобие диковинного кристалла, вырастая друг из друга и буквально из одной точки. Когда вы в конце концов дойдете до «Азбуки» Колейчука, Башне III Интернационала будет отведен отдельный раздел: «О» – «Объемное изображение». Как известно, элементы татлинского памятника задуманы вращающимися – Колейчук развил идею, переведя физическое движение в оптический эффект.

Вячеслав Колейчук, работавший в НИИ теории и истории архитектуры, в НИИ технической эстетики, создавший для площади Курчатова знаменитый «Атом», участвовавший в оформлении павильонов СССР для международных выставок «Экспо», в книге 1994-го «Кинетизм» писавший, что в основе кинетизма «лежит идея движения формы, причем не просто физического перемещения объекта, но любого его изменения, трансформации – любой формы «жизни» произведения в то время, как его созерцает зритель», постоянно бросал вызов зрительскому восприятию. 

Ну, не может же нить стоять – Колейчук ее поставил, а кураторы Ирина Горлова и дочка художника Анна Колейчук зарифмовали с живописной метафизикой супрематистов. Ну, невозможно же материализовать оптические иллюзии «невозможных фигур» – Колейчук материализовал, а кураторы поместили «Треугольник Пенроуза» в зал, где есть в том числе живописные эксперименты Дейнеки времен ОСТа.

В последние годы работы классика кинетизма регулярно показывают на коллективных выставках, последняя по времени – большой проект «Кинетическое искусство в России», прошедший сперва в петербургском Манеже, следом в Третьяковке, но сейчас художника раскрывают именно через диалогичность.

В разделе «Революционное искусство», где экспериментальный дух еще не вовсе проиграл соцреализму, стоит «Ложка, перевернувшая весь мир», с этим самым миром, отраженным в ней вверх дном. В зале с «правильным» советским искусством в самом центре поставили колейчуковскую «Ленту Мебиуса» как символ упрямо-ироничного противостояния происходящему вокруг. Когда речь идет о неофициальном искусстве, стереографика, самоколлажи Колейчука оказываются в соседстве с работами коллег, Франциско Инфанте и Риммы Заневской-Сапгир. В этом случае – по принципу формообразования и формовидения. А неподалеку, в пандан к хрестоматийным игральным картам Владимира Немухина, где жизнь как игра, зависящая от того, как карта ляжет, – появляются хрестоматийные же «Три стакана» Колейчука. На вращающемся, «как стол на спиритическом сеансе», диске в компанию к граненому стакану появляются еще два, как мираж вырастающие из преломления света и гравировки.

Сольный зал Колейчука открывается инсталляцией-мастерской, эдаким сгустком энергии, из которой дальше лучами мысли распространяются и стоящие нити, и сделанные из трубок, но светящиеся будто опять-таки лучи, спирали, и самонапряженная конструкция с крестами – оммаж любимому Колейчуком Карлу Иогансону, и волны, у Колейчука вставшие на дыбы, и та самая «Живая линия», что крутится, как perpetuum mobile. Материальное он дематериализует и наоборот. Тут непреходящее движение мысли и непрекращающееся же переосмысление. Притом его кинетизм мог родиться буквально из бульона: «Сферы», напоминает Анна Колейчук, появились, когда он полоскал ложку в бульоне. Не только форма и ее движение, Колейчук задействует и свет, и звук, и его зал, где в «Азбуке» рассказано в том числе о проекте «Тотального театра» – сам по себе тотальный театр. Его кинетизм – образ мысли, который меняет и наше видение.

Как сценограф он тоже работал, но немного – другой был темперамент. «В 1995 году он делал с Валерием Фокиным спектакль «Превращение», где играл Константин Райкин, – рассказывает Анна Колейчук. – Папа сделал уникальную сценографию, а его звуковые объекты принимали участие в звуковом оформлении. Александр Бакши создал такую среду, в которой музыкальные инструменты играли свои партии. Потом даже издали партитуру, где наряду со скрипками свои партии были прописаны, например, у папиных овалоида и колоколов. Но он – художник идей. Скажем так, прикладное их применение его интересовало по разу: он однажды поучаствовал в театральной постановке и однажды – в кино, когда работал над «Кин-дза-дза!». В этих проектах свое видение мира он мог применить во всей полноте. И у него был свой «Тотальный театр», мир, который он трансформировал и развивал».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
864
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
489
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
456
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2457

Другие новости