0
5295
Газета Культура Печатная версия

02.08.2021 18:59:00

Смешались в кучу кони, рыбы… Балет "Конек-горбунок" на Урале ведут рэперы

Тэги: современный танец, урал, опера, балет, конек горбунок, рэперы


современный танец, урал, опера, балет, конек горбунок, рэперы Динамика современного танца – в действии. Фото Ольги Керелюк со страницы театра «Урал Опера Балет» в «ВКонтакте»

В этом спектакле ультрасовременно буквально все. Начиная с экстремальных обстоятельств его появления на свет. Обещанной премьеры пришлось ждать три года. Помешал ковид, помог краудфандинг, и радикальная версия балета «Конек-горбунок» появилась на сцене театра «Урал Опера Балет».

А тратиться было на что: золотое шитье фантастических коней во весь задник, сменившая их, почти такая же по размерам, драгоценного перелива рыбина, громадные матрешки и загадочные «гюльчатай» в чадрах из ханского гарема, экзотика волшебного острова и океанского дна, всевозможные костюмы – от растянутых треников на Иване до златотканых халатов на киргизском хане, от пачек нетривиальной конструкции до всевозможных причудливых фишек и примочек, на которые так щедра фантазия приглашенного к сотрудничеству главного художника московского Электротеатра «Станиславский» Анастасии Нефёдовой. И это далеко еще не все.

Нарушая устои, создатели спектакля как будто принципиальной, смыслообразующей задачей избрали доказательство правомочности смешения всего и вся без какой-либо стилистической подгонки, без оглядки на очевидные различия весовых категорий. Автор музыки Анатолий Королев, что называется, без объявления войны аннексировал территории Цезаря Пуни, Бориса Асафьева, Антона Арендса, преобразив их порой до полной потери идентичности.

В хореографии с Александром Горским соседствуют его современные коллеги, но не единомышленники Вячеслав Самодуров и Антон Пимонов. Да и между собой у них мало общего. Что, собственно, никого не смущает. Как и то, что ведут балет (который большую часть своей многовековой жизни считался искусством бессловесным) – рэперы.

Русского сказочника Петра Ершова сменили основоположники «уральской рэп-школы» EK-Playaz (Наум Блик, T-Bass). С их концептуальным отсутствием ненормативной лексики ребята как нельзя лучше вписались в проект – все-таки спектакль адресован прежде всего детям. Остроумный текст, как и надлежит рэпу, злободневен, так что его, вероятно, придется обновлять, и не раз. Правда, это вряд ли коснется всегда актуальной преамбулы, что дело, мол, было «в примечательном селе, там, где все навеселе». Сохранится и принцип построения спектакля – рэперы предваряют каждый новый эпизод, неизменно вызывая оживление в зале.

Как и многим балетам-долгожителям, «Коньку-горбунку» к переменам не привыкать. Впервые очень популярную в середине XIX века сказку Петра Ершова станцевали в 1864 году. Работавший в Санкт-Петербурге французский балетмейстер Артюр Сен-Леон создал балет на музыку Цезаря Пуни, заменив царя на киргиз-кайсацкого хана, расцветив сюжет картинами на острове нереид и танцами народов России. Через 31 год свою версию создал Мариус Петипа, в начале XX века – Александр Горский в Москве. В 1912 году он перенес спектакль в Мариинский театр. Все это время менялись декораторы, добавлялись композиторы и новые придумки. По записям 1912 года и работали создатели нынешнего – уральского – варианта, в обилии добавляя сюжетные и хореографические высказывания от себя.

Из примечательного села зритель переносится в поле, где Иван впервые встречает Конька-горбунка с современной лексикой:

Не кручинься, фраерок,

Что меня догнать не смог.

Вижу, ты пацан матерый,

Я беру тебя в партнеры.

И понеслась. Ханские палаты, явление иностранных красавиц (смотр невест с севера и с юга), волшебный остров, похищение Царь-девицы, подводное царство, котел. И наконец – свадьба: традиционный дивертисмент с не совсем традиционным подбором номеров. Среди них – Киргизская рапсодия, Пляска северных цыган (цыганские юбки из клетчатой шотландки) и венчающий затейливое действо Танец уральского народа.

Хотя нет. Венчали действо все-таки рэперы:

Сказка ложь, да в ней намек,

Модным блогерам урок:

Жизни ты цени момент.

Всем спасибо, хеппи-энд.

Все вместе получилось весело. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 КОНЦЕРТ  А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

КОНЦЕРТ А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

0
3494
Оммаж Образцовой

Оммаж Образцовой

Александр Матусевич

Тайны Большого театра, соперничество оперных прим и судьбоносные вехи

0
6840
Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Александр Матусевич

Театр "Астана Опера" показал в Большом национальную классику – оперу "Абай"

0
5151
Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Елена Герасимова

Инженер в кандидатской степени

0
6411

Другие новости