0
8240
Газета Культура Печатная версия

05.07.2021 17:16:00

Блистательная Елена Жидкова спела с артистами Молодежной академии

Свердловская филармония представила сценическую версию вагнеровского "Золота Рейна"

Тэги: свердловская филармония, опера, вагнер, золото рейна, елена жидкова, молодежная академия


свердловская филармония, опера, вагнер, золото рейна, елена жидкова, молодежная академия Жидкова исполнила партию Фрики. Фото с сайта www.sgaf.ru

Оперу Рихарда Вагнера «Золото Рейна» – нечастую гостью российской сцены – представили в Свердловской филармонии. Проект этот вошел в перечень культурных мероприятий года Германии в России и был осуществлен силами интернационального молодежного оркестра с участием именитых российских и немецких певцов.

«Поучать, услаждать, побуждать». Этот завет древнеримского оратора Цицерона уже давно стал привычным для Свердловской филармонии, постоянно открывающей новые горизонты для своих слушателей. В этом году филармонические стены превратились в настоящий оперный зал. Прошедшее с огромным успехом в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле представление «Золота Рейна» стало завершением очередной сессии Международной молодежной оркестровой академии, регулярно проходящей с 2014 года при поддержке МИД Германии. Грандиозная тетралогия «Кольцо нибелунга», первой частью которой и является «Золото Рейна», из российских театров на сегодняшний день может себе позволить только Мариинка, благодаря инициативе Валерия Гергиева собравшая на сегодняшний день практически весь пул вагнеровских опер. Оркестр Молодежной академии, регулярно собирающийся в Екатеринбурге, не ставил перед собой задачу состязаться с нашим оперным гигантом, а преследовал больше учебные цели. Однако художественный результат получился абсолютно убедительным и художественно зрелым.

Приглашенный для работы с молодыми музыкантами (по традиции на Урале были собраны музыканты из разных стран, игравшие бок о бок с артистами Молодежного оркестра Свердловской филармонии) немецкий дирижер Кристоф Штёккер, ассистирующий уже более 20 лет на знаменитом Байройтском фестивале, уверенно вел огромный оркестр, вдохновляя ребят на постижение вагнеровской музыки. При незначительных технических огрехах (к финалу исполняющейся без перерыва 2,5-часовой оперы усталость все-таки давала о себе знать) весь материал был структурирован, выстроен, все хитросплетения вагнеровских тем и лейтмотивов хорошо прослушивались и угадывались. Но главное, был достигнут прекрасный ансамбль с солистами, голоса которых звучали легко и свободно, нигде не исчезая на фоне оркестровой массы.

Поначалу планировалось просто концертное исполнение, однако позже было принято решение устроить semi-stage, для которого из Германии был приглашен режиссер Георг Блюмль. Постановщик разделил сидящих в глубине оркестрантов и стоящих на авансцене певцов большим полупрозрачным суперзанавесом, на нем демонстрировались различные видеопроекции (автор видеоконтента – медиахудожник Лиллеван), ненавязчиво иллюстрирующие происходящие в музыке события: сверкающее кольцо, дождь из золотых монет, шпили и башни готического собора. Впрочем, просвечивающие за занавесом и отливающие благодаря удачному свету (художник по свету Кори Кассио) металлические трубы органа Свердловской филармонии даже больше вызывали ассоциации с вожделенным героями оперы «золотом».

Для игры и пения певцов оставалась очень узкая полоска по внешнему краю сцены, но эти стесненные обстоятельства совсем не помешали в полной мере раскрыться солистам, показывающим не божественные, а вполне себе человеческие страсти. «Божественная чета» Вотан (высокий и статный баритон Герт Смитс) и Фрика (блистательная Елена Жидкова, зарекомендовавшая себя как вагнеровская певица на самых престижных европейских фестивалях) разыграли настоящую сцену из семейной жизни, где втянутый в сомнительную авантюру муж пытался оправдаться перед благоверной и найти способ выйти из тяжелой финансовой ситуации, возникшей в связи со строительством шикарного замка. Заложницей грандиозной стройки оказалась сестра Фрики, богиня молодости и красоты Фрейя (приглашенная из Красноярска Виктория Маслюкова), обещанная великанам строителям Фафнеру (Лукаш Конечны) и Фазольту (Йоахим Хёхбауэр) за их старания. Отобранное благодаря изворотливости хитроумного Логе (Маркус Шефер) у злобного гнома Альбериха (Оливер Цварг) вольшебное кольцо помогло решить проблему и выручить Фрейю, однако грозное пророчество Эрды (Ева Фогель) провозвестило совсем не оптимистический финал всей истории.

Сцена диалога между Альберихом и Логе, благодаря хитрости жестоко отобравшим у нибелунга золота волшебные артефакты, стала одной из самых ярких и живых. Вокальное и актерское мастерство тенора Маркуса Шефера и баритона Оливерга Цварга, в совершенстве владеющих своим материалом, полностью захватило зал (субтитры на русском языке делали понятными все реплики диалога). Это был как раз тот случай, когда начинаешь понимать, что для настоящей оперы вовсе не обязательны шикарные декорации или особенная режиссерская идея. Скупой жест в сочетании с отточенным вокальным мастерством способен сказать очень много. И для зрителей, и для музыкантов случилось чуда театра, который легко может возникнуть и на тесной концертной эстраде. Стоит только захотеть и постараться. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 КОНЦЕРТ  А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

КОНЦЕРТ А. Шнитке. Опера "Джезуальдо"

0
3489
Оммаж Образцовой

Оммаж Образцовой

Александр Матусевич

Тайны Большого театра, соперничество оперных прим и судьбоносные вехи

0
6805
Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Казахские Ромео и Джульетта на гастролях в Москве

Александр Матусевич

Театр "Астана Опера" показал в Большом национальную классику – оперу "Абай"

0
5151
Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Елена Герасимова

Инженер в кандидатской степени

0
6407

Другие новости