Елена Стихина в партии Елизаветы – настоящая звезда спектакля. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
В Мариинском театре прошла премьера новой постановки оперы Вагнера «Тангейзер». Спектакль, созданный два года назад режиссером Вячеславом Стародубцевым, художником-сценографом Петром Окуневым и художником по костюмам Жанной Усачевой для небольшого пространства Концертного зала, не просто был перенесен на сцену Мариинского-2, но поставлен заново, с новыми идеями, а рыцари и Средневековье были сданы в архив.
Постановка задействовала звездных солистов, с вагнеровским размахом прозвучала полная увертюра дрезденской редакции оперы, впечатляющие хоры и экстатическая музыка под управлением Валерия Гергиева наэлектризовали зал, сценическое же воплощение вызвало вопросы и было принято далеко не всеми.
Мариинский театр при Валерии Гергиеве стал настоящим «домом Рихарда Вагнера»: на данный момент здесь исполнены все 10 главных опер композитора, девять – в полноценных постановках, «Нюрнбергские мейстерзингеры» пока только в концерте, но спектакль в конце 2021 года тоже обещают. Это поистине фантастическое достижение, в котором Мариинскому нет соперников в мире. Ведь даже на Вагнеровском фестивале в Байройте не исполняют 10 опер в рамках одного фестиваля. За это, конечно, надо благодарить Валерия Гергиева, обладающего качествами настоящего вагнеровского дирижера, наследника петербургско-немецкой школы. Правда, путь дирижера к «Тангейзеру» был достаточно длинным. Увертюру к опере он начал исполнять еще в молодости: вспоминается исполнение ее на юбилее его учителя Ильи Александровича Мусина, и «смутным виденьем грядущей поры» уже вставало за ней все пришедшее после, весь будущий вагнеровский массив, потому что качества настоящего вагнерианца в Гергиеве чувствовались уже тогда. Потом была первая, предварительная, удержавшаяся в рамках традиции постановка в Концертном зале, всем понравившаяся, где музыкальная сторона была явным достижением, которой, конечно, было тесно в рамках Концертного зала. После этого Валерий Гергиев дебютировал в Байройте, продирижировав этой оперой в постановке, где рыцарь Тангейзер стал кочующим клоуном. Только вот в музыкальной интерпретации Гергиева клоунады нет, все всерьез, и Вагнер у него экстатический и патетический, захватывающий в свой огненный поток. Однако в этот раз дирижер и постановочная бригада решили поставить нового «Тангейзера», как говорится, «в духе времени».
Вагнер вообще любимый объект режиссерской оперы. Причина этого кроется в абстрактности философских идей композитора, которые хоть и предстают у него в романтических одеждах, могут быть в принципе представлены в каких угодно. «Тангейзер» – пятая из 13 опер композитора – существует в нескольких редакциях (1845–1875), композитор все продолжал поиски на поставленные вопросы, а сами они – о сущности любви чувственной и идеальной, о свободе и зависимости художника от общества, о грехе, наказании и прощении, – волновали Вагнера до конца дней.
Как признается сам Вячеслав Сародубцев, нынешний «Тангейзер» – это спектакль с «заново придуманной драматургией, которая тем не менее не противоречит замыслу Вагнера». Последнее, впрочем, можно оспорить, так как налицо бытование идей в их профанированном, сниженном варианте. В спектакле Грот Венеры в первом действии, где томится пресыщенный эротическими наслаждениями Тангейзер, превращен в низкопробный стриптиз-клуб с полуобнаженными девицами в клетках, где Венера – примадонна на пыльных подмостках. Ее диалог с Тангейзером разворачивается в душной гримерке, а присутствие мальчика-Пастушка (Петр Войлоков) намекает на бытовуху, как будто Тангейзер бежит от семейных уз. Во внешнем мире нет ничего привлекательного: суровые рыцари в кожаных пальто, похожие на спецагентов, хоть и встречают заблудшего брата радостно, но сразу становится понятно, что конфликта не миновать, так как по ершистому виду Сергея Скороходова сразу можно сказать, что его герой – бунтарь.
Пожалуй, наиболее эффектно и цельно решен второй акт оперы с медленно выдвигающимся хором на фоне музыки шествия (технические возможности второй сцены), красными полотнищами, разворачивающимися с колосников, квазимасонской церемонией состязания, цитатниками Мао, по которым поются песни. Тангейзер отшвыривает красную книжечку и поет свой гимн чувственной любви. И тут уж Тангейзера судят, не за грех, а за инакомыслие. Сюда же приводят Венеру как зримое доказательство его преступной связи. В третьем акте декорации становятся урбанистическими, многоквартирный дом, машина, Елизавета в белой рубахе и Тангейзер, возвращающийся из паломничества с целым чемоданом красных книжек. Преодоление греха – отказ от своей индивидуальности и свободы творческого выражения.
Безусловная удача спектакля – блестящий состав солистов. Сергей Скороходов (Тангейзер) стал открытием еще в предыдущей постановке, на большой сцене он создает более драматический образ. Настоящая звезда спектакля – Елена Стихина (Елизавета): прекрасный чистый вокал, и образ, символизирующий чистую любовь и всепрощение, не загроможден лишними деталями. Она обнимает блудницу Венеру (Татьяна Павловская), демонстрируя всепрощение. В опере доминируют мужские голоса, в их впечатляющем ансамбле выделяется благородный вокал Павла Янковского – Вольфрама фон Эшенбаха, но надо отметить и остальных солистов – Дмитрия Григорьева (Герман), Романа Арндта (Вальтер фон Фогельвейде), Ефима Завального (Битерольф).
Новый спектакль оставляет вопросы, но все равно появление «Тангейзера» на большой сцене – это событие прежде всего музыкальное: именно здесь опера полнокровно зазвучала с большим оркестром и хорами. На премьерных спектаклях публика восторженно приветствовала Валерия Гергиева и солистов, постановочной же бригаде досталось несколько «бу-у».
Санкт-Петербург
комментарии(0)