0
8876
Газета Культура Печатная версия

15.06.2021 17:44:00

Шум за сценой. В "Современнике" представили спектакль "Театр" с Еленой Яковлевой

Тэги: театр, современник, премьера, елена яковлева


театр, современник, премьера, елена яковлева Главным героем спектакля становится театр. Фото с сайта www.sovremennik.ru

Хоть и стоит в афише «Современника» название спектакля «Театр», стоит предостеречь ту часть публики, которая настроена на ожидание встречи с новой – теперь уже сценической – версией знаменитого фильма с Вией Артмане по роману Сомерсета Моэма. Известную актрису – героиню романа Джулию Ламберт играет известная же актриса Елена Яковлева, прослужившая в «Современнике» примерно 30 лет.

В нынешней постановке режиссер Владимир Панков намеренно рифмует выдуманную писателем литературную биографию королевы английской сцены с реальной судьбой реальной Елены Яковлевой. Словно актриса отстаивает утраченное право на первые роли. Оттого текст Моэма разбавляется в спектакле вставками из чеховского «Вишневого сада», «Идиота» Достоевского. Елена Яковлева не играла Раневскую, но играла Варю.

Актеры цитируют «Идиота», и вспоминается роль Лебядкиной в спектакле «Бесы» Анджея Вайды на сцене «Современника». И временами кажется, что Моэма пускают побоку, а вот на Елене Яковлевой фокусируется зрительское внимание.

Своеобразным сценическим сюжетом становятся сами подмостки театра «Современник». Тут уж опыт и актрисы, и режиссера, поработавшего на самых разных сценах, богат. Закулисье, репетиции, выходы, четвертая стена, которая то возникает, то исчезает, экран на заднике сцены, занавесы – все это призвано усилить свойство театра, где причудливым образом сочетается притворство и жизнь, иллюзия и реальность. В спектакле рассекречивается происходящее за сценой, тем самым расширяется территория игры в театр как таковой.

Декорация зеркально отражает зал (художник-сценограф Максим Обрезков), через который в самом начале проходит Джимми Лэнгтон (Владимир Суворов). Ему справедливо доверяет Панков управление спектаклем. В амфитеатре расселись актеры, оркестрик Soundrama – а без него немыслима ни одна постановка Панкова – расположился тут же, как и две группы артистов уселись друг против друга на авансцене кругом, чтобы начать репетиции, назначенные в одно время. Мешая одни другим, заглушая реплики, они уже не на шутку рассержены и готовы пойти стенка на стенку. Но в театре такие битвы ничем не заканчиваются, поскольку на сцене появляется первая актриса. И само собой, переживания вступают в новую фазу. В труппу берется новый актер. Известие опять всех приводит в беспокойство.

Владимир Панков любит превращать сцену в подобие ателье художников, чтобы пространство дышало непредсказуемостью: режиссер любит обозначать несколько мест действия одновременно, словно актеры непринужденно и свободно выходят, бродят по сцене. Тут и дама в черном споет арию (Ирина Окнина, певица, приглашенная из театра «Геликон»), между актерами пробежит балерина (Оксана Хайдакина), а то все образуют неожиданно хор или превратят сцену в мюзик-холл и исполнят танец с черными зонтиками.

Через эти многоярусные режиссерские построения Панков не теряет сюжет романа Моэма. История любви Джулии Ламберт к молодому бухгалтеру Томасу Феннелу (Михаил Шамков) им не купирована, но категорически лишена мелодраматизма. Актер играет его с полным сочувствием к герою, стушевывая охватившую корысть к немолодой любовнице. Кажется, он любит и ее, и молодую актрису Эвис Крайтон (Пелин Гериш) – каждую особо. Он уже получил прививку театром, при которой отношения между людьми – часть игры, но все-таки в нем живет юношеский трепет к сцене.

В муже Джулии Майкле Госселине Сергея Юшкевича трудно угадать человека с военным прошлым. Он прежде всего актер, не устающий играть и на сцене, и за сценой. Без меры самовлюбленный Майкл то и дело норовит выйти к центру и замкнуть внимание на себе. Актер не играет бездарного лицедея, но мы понимаем, что он неталантлив и как человек, к тому же глубоко равнодушен к сыну, жене. Этот Майкл остается в плену восторгов лишь к самому себе.

Джулия Ламберт Елены Яковлевой предстает в спектакле и как премьерша с выходами, обеспеченными только для нее, и как актриса с неромантическим бытом за сценой. Это несоответствие – повод для ее остроумной, мастерской игры. На людях мы на диете, не прикасаемся к хлебу и картошке. А вот наедине с собой она так жадно пьет пиво, что, кажется, не успевает глотать.

Режиссер и актриса достраивают свой сюжет поверх Моэма. Их театр – прибежище творчества. Театр – место, где играют в жизнь, но игрой же увеличивают и сумму жизни. Этот странный мир самолюбий и самовлюбленностей, манипуляций судьбами и почти наркотической зависимости от подмостков все равно для них единственно возможный и самый прекрасный.

В финале на сцену бережно выносят уменьшенный макет театра «Современник» как большую детскую игрушку. И в этом жесте столько нежного отношения к сценическому искусству, забирающему у его служителей все их существование, что перехватывает дыхание. А рядом пожилые актеры сидят в инвалидных креслах – и вспоминается Галина Волчек с ее последними репетициями.

Однажды придя сюда молодыми, плененные игрушкой театра проживают жизнь до самого конца. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Елизавета Авдошина

В Москве впервые прошел форум председателей его региональных отделений

0
1189
Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Марина Гайкович

"Фауста" Гуно поставили в Академическом театре оперы и балета Республики Коми

0
686
Посещение Европы по методу Штрауса

Посещение Европы по методу Штрауса

Владимир Дудин

Премьера оперетты "Летучая мышь" состоялась в Иркутском музыкальном театре им. Загурского

0
3677
Возле будуара

Возле будуара

Денис Захаров

Веселые мемуары и послания другу Пушкина

0
1527

Другие новости