Фото предоставлено организатором проекта
Роберт Пири – фигура неоднозначная. Еще при жизни его первенство в достижении северного полюса оспаривалось – ставилось под сомнение и конкурентами, и научным сообществом, и общественностью. До конца дней амбициозный стяжатель мировой славы судился по этому вопросу с обидчиками и разного рода «фомами неверующими» и вроде как выиграл – официально был признан пионером арктического рекорда, его имя внесено во все справочники и энциклопедии, он был увенчан всевозможными наградами.
Однако после его смерти отношение к нему стало меняться даже на родине, в самих Соединенных Штатах – государстве, которое в начале ХХ века очень хотело вырваться в мировые лидеры и всяческие рекорды ему были на руку. Изучение дневников исследователя, а также анализ его маршрутов и эксперименты с повторением его рекорда все чаще наводили на мысль, что все-таки Пири мистифицировал свое достижение. Но еще больше «напрягало» его отношение к эскимосам, которые ему помогали в его ледовых одиссеях. Арктический музей естественной истории в Нью-Йорке, крупнейшее мировое естественнонаучное собрание, начиная с 1960-х годов мало-помалу сокращал все экспозиции, так или иначе связанные с Пири и его пребыванием в Гренландии, и на сегодняшний день там осталось лишь одно упоминание о нем, в то время как ранее контр-адмиралу и кавалеру ордена Почетного легиона были посвящены целые залы. Официально его слава не развенчана до сих пор, но всем, кто хоть чуть-чуть в теме, очевидно, что эта слава здорово «с душком».
Противоречивой личности посвятила свою оперу «Лицом на Юг» («Facing South») канадский композитор Линда Кэтлин Смит: она специализируется на камерном творчестве и опера – скорее исключение в ее методе. Сочинение появилось в 2003 году, а идея представить его российской публике родилась у режиссера Елизаветы Корнеевой. «Я искала современную оперу, которая была бы проникнута человечностью. Мой активный поиск забросил меня на сайт Линды Кэтлин Смит, очень редко исполняемого в России композитора. Среди всех её произведений, я увидела только одну оперу и поняла, что это не её правило, писать оперы, а скорее отступление... философское отступление. Да и название меня заинтриговало. Так мы начали с ней свой бесконечный творческий диалог».
Свою оперу Смит также решает камерно: в ней всего четыре поющих персонажа – сам Пири (в Москве это барион Иван Марков), его жена Джозефина (меццо Дарья Сушкова), соратник Пири Мэтью Хенсон (бас Габриэль де Рель) и мальчик-эскимос Миник (тенор Иван Журавлёв). Инструментальный ансамбль, в котором преобладают струнные и ударные, исполняет «замороженную», «мертвящую» музыку, изобилующую большими, протяженными длительностями, для которой характерно интонационное однообразие, создающее ощущение гнетущей ледяной пустыни без конца и края. Под стать инструментальному сопровождению и вокальные партии солистов и хора: хотя сложные отношения между героями местами привносят в музыкальное повествование экспрессию не то в веристском, не то в нововенском духе, однако эти эпизоды все же не являются определяющими для общего настроения опуса.
Сама Смит говорит о своей музыке так: «В опере “Facing South” два пейзажа: пейзаж Севера, со своим бесконечным льдом и светом, и пейзаж эмоций четырех персонажей – глубокое стремление Пири к славе, стремление Миника к своей семье и родине, стремление Хенсона к уважению и равенству и мудрость Джозефины, которая движима любовью». На этих любопытных контрастах выстроена музыкальная драматургия произведения, в котором есть место противоречию между пребывающей в анабиозе внешней средой, бескрайним снежным простором, суровым, прекрасным и безжизненным, и человеческими страстями, которые обуревают героев. Главный герой находится в конфликте с каждым из трех других – своим безудержным стремлением к славе, своей жестокостью, он сделал несчастными жизни по-разному близких ему людей, но их страдания его мало беспокоят, поскольку его цель оправдывает любые средства. Противоречивость словно заложена и в самом названии оперы – в нем упомянут Юг, хотя вся она посвящена рассказу о покорении Севера: хотя с практической точки зрения тут все предельно понятно – куда бы ты ни взглянул, находясь в полярной точке севера, всегда окажешься смотрящим лицом на юг.
Воплотить новое произведение на русской сцене взялся независимый театральный проект «Montecchi VS Opera», заявивший о себе перед самым началом пандемии необычной постановкой классики бельканто – «Монтекки и Капулетти» Беллини. В тот проект тогда буквально вложил душу (и, конечно, силы) безвременно ушедший в мае прошлого года музыкальный критик и продюсер Андрей Хрипин – отрадно, что молодое начинание не зачахло, а, напротив, рождаются новые постановки, причем не только редкой классики, но и принципиально новых вещей.
Серо-голубые стены и белая лепнина Рахманиновского зала – кажется, лучшая декорация для полярной истории. Небогатый реквизит – волчья шуба Пири, белые обглоданные кости животных, грубые веревки и топорные ящики – дает лаконичные штрихи к происходящему действу (сценография Варвары Тимофеевой). Режиссер Корнеева задействует все пространство зала – помимо сцены, проходы среди зрительских кресел, балкончики, тянущиеся по стенам: тяжелой поступью, под белым знаменем неумолимый Пири упорно идет к цели и ничто не может ему помешать в этом стремлении – ни жена, ни друг, ни жалость к иноземному подростку. Детальная работа с каждым солистом рождает выпуклые, запоминающиеся образы, а мимическая роль чернокожего Юга (исполненная Леоном Мбойей) оказывается «говорящей» не менее громко, чем поющие актеры. Сложнейшую партитуру маэстро Даяна Гофман презентует уверенно: под ее руками союз вокального ансамбля «Аrielle», оркестра «Новая Москва» и квартета вокалистов рождает напряженное, но яркое звуковое пространство, находящееся в полной гармонии с постановочным решением.
комментарии(0)