Спектакль"Крокодил". Павел Егоров - справа. Фото Виталия Романова предоставлено театром
В «Дни Республики Коми в Москве» (к 100-летию образования Республики Коми (РК)) Воркутинский драматический театр имени Б. А. Мордвинова (ВДТ) показал на арбатских сценах театра «Эрмитаж» и Центрального Дома Актера спектакли своего репертуара. В 2018-м году театр приезжал на гастроли в Москву с более скромной афишей, но уже тогда было понятно, что труппа одного из самых северных российских театров отличается особой калейдоскопичностью. Сейчас труппа театра насчитывает 19 человек, и, к сожалению, театр и хотел бы расширить коллектив, но не имеет пока возможности.
В том, какая труппа театра сегодня, чувствуется стихийность. Многие молодые артисты приехали сейчас служить в воркутинский театр с Урала, отучившись в Екатеринбурге. Корифеи труппы – имеют за плечами тот актерский опыт, накопленный зачастую кочевой жизнью по театральной карте страны, опыт, который принято называть лицедейским, когда артист крепко держит в руках ремесло и с первых минут на сцене убеждает в этом зрителя.
Сегодня (особенно после онлайн - театра в пандемию) все чаще слышны вопросы: нужен ли режиссер актеру, нужен ли актер режиссеру? Так вот убеждаясь вновь и вновь во втором, отвечаешь сам себе о первом: нужен самым острым образом.
«Крокодила», незаконченный сатирический рассказ Достоевского, Воркутинский драмтеатр поставил в инсценировке Николая Коляды. Драматург оставляет практически нетронутым текст классика, который и так брызжет искрометными злободневными остротами (как ведь жаль, что Достоевский свернул с пути бичующей иронии!). Взять хотя бы такую: «Статистика опасна. К тому же, он будет сообщать факты, так сказать, лежа на боку. А разве можно служить, лежа на боку? Опять нововведение, и притом опасное».
Для Динара Хаматнурова, заведующего музыкальной частью театра, воплощать режиссерские амбиции - пока роль дебютная, а вот музыкальные аранжировки в спектакле как раз созданы его опытной рукой. Есть робость, а иногда и прямое неумение в обращении с артистом в пространстве. Хотя режиссура – это не только «одна села, две встали», как шутит обычно Коляда, но и это на поверку оказывается первоочередным. Есть у режиссера и напрасная боязнь показаться несовременным.
В ситуации отсутствия ансамбля каждый артист остается сам за себя. Спектакль становится бенефисом обаятельного артиста Павла Егорова. Семен Семеныч – рассказчик фантасмагорической истории о том, как петербургский чиновник собрался выехать за границу, «из любознательности», а угодил в брюхо живого африканского крокодила, выставляемого заморской диковинкой на потребу публике в Пассаже. Как «сослуживец и отдаленный родственник» Семен Семеныч без устали хлопочет за своего не только живого, но и довольного новым положением дел друга Ивана Матвеича (Анатолий Жуков), то перед его женой, то перед высокими чинами.
«Пассаж в пассаже» разыгран через легкую буффонаду. Правда, быстро оказывается, что жанр соблюден лишь формально – гротескным гримом и костюмами с подчеркнутыми формами - выпирающим бюстом у дам и безразмерными от толстинок талиями у господ. Но именно Павел Егоров несет в себе лейтмотив театра буффонного, обладая выразительным жестом, играя голосовой тональностью, существуя то в жеманных ужимках и остроте реакций, то в наполненном отрешенном молчании. И даже грим актера – слегка выбеленное лицо и брови Пьеро (герой Достоевского тоже безответно влюблен!) – удивительно ему подходит и словно срастается с его подвижным, пластичным лицом.
Самая гоголевская сцена, когда сходятся и актерский комедийный темпоритм и выделка инсценировки, - происходит с государственным мужем Тимофеем Семенычем (засл. арт. РК Николай Аникин). У него Семен Семеныч просит совета, как вызволить из крокодила проглоченного друга, где тот уже принял на себя роль пророка. «Поруководите», - говорит. Тимофей Семеныч поводит в воздухе рукой, и герой обмирает. «Поруководите как опытный человек», - заискивающе повторяет Семен Семеныч снова и обмирает от восторга еще больше.
Актеру на сцене мало, что нужно, кроме него самого. Парадокс: в воркутинском «Крокодиле» декораций немного, но они избыточны. Кроме болотного цвета выгородок, кстати, с довольно изящным решением крокодилова чрева, из которого как шоумен-гипнотизер вещает Иван Матвеич (багровый занавес отгорожен прозрачной «перепонкой»), - на сцене несколько видеоэкранов, а в качестве декорации-аллегории беговая дорожка на авансцене, куда пританцовывающие актеры громоздятся, к сожалению, без особой цели (художник – Екатерина Давыдова). Тот случай, когда технологии не увеличивают эффект, а забирают актерскую энергию. А внешнее не усиливает внутреннее: пружина действия не закручивается, чтобы выстрелить к финалу.
Спектакль "Прощание с Матерой". Слева направо: Ольга Ермакова, Оксана Ковалева. Фото Виталия Романова предоставлено театром |
В спектакле «Королева красоты» по Мартину МакДонаху их сценический союз создавал для зрителя напряженный драматический диалог матери и дочери, наполненный и глубоким трагизмом, и жизненным юмором. В этот раз обе актрисы, возраста женского расцвета, зрелости, играют и молодых девушек, и умудренных старух, создавая образы двуми-тремя штрихами. Играя дуэтом, актрисы дополняют друг друга по своей природе. В Оксане Ковалевой чувствуются аристократические черты характера, в Ольге Ермаковой, напротив, - силен народный темперамент. Это, к слову, не мешает тому, что в инсценировке именно Ковалева, в роли коренной жительницы затапливаемого острова, говорит со звучным говором.
Отдельная радость для зрителей в спектакле – народное пение (педагог по вокалу Наталья Гутник). И документальное вступление, хотя и излишне назидательное, но зато абсолютно искреннее, когда актрисы вспоминают своих бабушку и прабабушку, еще раз подчеркивая связь времен, хрупкость и ценность родовых связей. «Правда - в памяти», - как писал Распутин.
Однако, несмотря на выдержанные эмоциональные «качели» в повествовании – по режиссерскому замыслу зритель должен прожить за полтора часа с героинями и горе, и радость, - спектакль так и остается литературным чтением.
После гастролей театра в Москве, в Петербурге в Особняке Румянцева (Государственный музей истории Санкт- Петербурга) открылась выставка, подготовленная Театральным музеем им. А.А. Бахрушина, под названием «Сверхзадача - выжить». Экспозиция посвящена созданию Воркутинского музыкально-драматического театра, который в 40-х годах Борис Аркадьевич Мордвинов, ученик Немировича – Данченко, бывший главный режиссер Большого театра и профессор Московской консерватории, основал при Воркутлаге из кружка художественной самодеятельности заключенных артистов, музыкантов, певцов. В августе 1943 года был подписан приказ о создании театра и утверждена труппа в составе 23 человек. Примечательно, что первой премьерой стала оперетта Имре Кальмана «Сильва».
Куратором выставки выступила внучка основоположника ВДТ – Надежда Мордвинова. Выставка продлится до конца июня.
комментарии(0)