На фото Екатерина Галанова. Фото Ксении Поггенполь/where.ru
Гала-концерт «Классика на Дворцовой», приуроченный ко дню Санкт-Петербурга, пройдет в ближайшую пятницу и соберет беспрецедентную международную команду певцов, которым рукоплещет публика лучших оперных театров мира. Американские сопрано Энджел Блю и тенор Чарльз Кастроново, уроженка ЮАР Притти Йенде и уругваец Эрвин Шротт, мальтийский тенор Джозеф Каллея и петербургская меццо-сопрано Анна Горячёва под управлением дирижера Дениса Власенко, в чьих руках окажется АСО Санкт-Петербургской филармонии, сойдутся в Гран-па не только из знаменитых арий, дуэтов и ансамблей, но и народных и эстрадных песен. Режиссер-постановщик, продюсер «Классики на Дворцовой», руководитель творческого бренда Dance Open Екатерина ГАЛАНОВА рассказала музыкальному критику Владимиру ДУДИНУ о том, как готовится уникальное грандиозное шоу в сердце Санкт-Петербурга.
– Ваше имя прочно ассоциируется с искусством Терпсихоры – классическим и современным танцами в их самых разных эпохальных и стилистических ракурсах на фестивале Dance Оpen. Но в главном шоу Санкт-Петербурга в день города «Классика на Дворцовой» вы объясняетесь в любви опере?
– Я выросла в музыкальном театре. Балет и опера – то, что интересует меня в жизни больше всего. Впервые меня привели в театр в четыре с половиной года, посадили в кулисы на «Евгении Онегине» Чайковского в постановке Юрия Темирканова и, в общем, не оставили выбора – музыка вошла в мою жизнь. Я бесконечно люблю все, что происходит в музыкальном мире, мне одинаково близки и опера, и балет – не могу выбрать между двумя этими видами искусства.
- Правда, на сверкающих пуантами балетных шоу никто не поет, а вот в пышном оперном гала на Дворцовой каждый номер сопровождается зажигательными танцами.
- Когда мы только задумывали «Классику на Дворцовой», мне хотелось, чтобы любой человек, попавший на концерт, увидел, как это красиво, получил удовольствие от классического искусства независимо от уровня подготовленности, открыл для себя новый мир и стал бы относиться с большей лояльностью к этому «скучному» музыкальному театру.
У меня есть немало знакомых, которые раньше не любили оперу, но я их постепенно перековала. Так уж устроены люди: тех, кто хорошо воспринимает любую информацию на слух, – без помощи картинки, – намного меньше. И поэтому с самого начала работы над шоу мы поставили себе цель: создать такую картинку, от которой невозможно будет оторваться. Даже тем, кто далек от классики и попал на площадь случайно. Из года в год каждый номер задумывается как отдельный мини-спектакль: с оригинальными танцами, актерской игрой, костюмами, видеоконтентом и почти студийным звуком. В этом году видеографику для нас создают невероятные художники из России, Франции, Испании – мастера с ярким творческим почерком, работающие в разных стилях. Наше шоу – это история титанического труда множества людей, она готовится тщательно и долго. Кстати, когда мы начинали, было много разговоров, что это никому не нужно: ведь в музыкальный театр, по статистике, народу ходит меньше, чем на футбол.
– Так было до ковидного периода. Сейчас классика как раз, может быть, даже взяла какой-то реванш, когда футбольных матчей стало намного меньше.
– Дело не в том, что матчей стало меньше. На самом деле людей, интересующихся классической музыкой, гораздо больше. И когда в Петербург на наш концерт поехали туристы со всей России и Европы, когда – в доковидные времена – площадь собирала аудитории в сотни тысяч зрителей, стало понятно: классика – это модно. Весь вопрос в том, как преподнести. Девять лет назад мы сломали все шаблоны и предложили новый формат: мультимедийное театрализованное шоу классического искусства. Мы вписали свой event в аутентичную стилистику Петербурга – превратили фасад Зимнего дворца в главную декорацию, а сцену – в продолжение интерьеров Эрмитажа. Мы переупаковали оперу и балет в суперсовременную обложку шоу. И оказалось, что этот классический концерт стал популярней любого футбольного матча.
- Фирменный, уходящий в бесконечность парадный зал сцены гала-концерта словно продолжает тронный зал Зимнего дворца и белоколонного Большого зала филармонии.
- Аллюзий множество. Когда мы из года в год обсуждаем концепцию шоу с художниками, каждый вносит свою историю. Конечно, многое диктует сама музыка. В этом году нашу программу мы начинаем с Моцарта, Россини, белькантового репертуара и постепенно приходим в конец ХХ века. Программа составлена так, что мы путешествуем и во времени, и в пространстве культуры с помощью наших художников.
– Такова географическая концепция этого года?
– Да, мы делаем это, чтобы спеть разное. Когда в программе зазвучат хиты ХХ века, на первый план выйдут современные художники, менее классические, собственно 3D-графики. Мы – гурманы, и главная наша задача – не повторяться. В этом году на сцене у Зимнего соберется уникальная команда лучших оперных солистов мира: они готовы петь и Россини, и Пуччини, и Верди, но каждый из них исполнит и что-то неожиданно новое, не входящее в привычный репертуар. Например, I love You, Baby и Guantanamera, но всех секретов не раскрою.
– То есть начнете с серьезного, а потом будете немножко хулиганить?
– Серьезного не будет ничего. Это не исключает того, что в программе все равно будут и Моцарт, и Доницетти, и Бизе, и Россини, и Пуччини, но, начиная с десятого номера, зарядят сарсуэлы, неаполитанские песни, народные песни на разных языках, а также песни диско конца ХХ века. Людей, которые стоят на площади, нужно энергетически зарядить самой разной музыкой, сделать так, чтобы им было интересно. К счастью, у всех наших певцов оказалось в репертуаре много музыки Легара, Кальмана, Бернстайна, Гершвина. Кто же не любит Summertime или I feel pretty?
– Кто же эти счастливцы, кому предстоит выступить под продувом знаменитых петербургских ветров на Дворцовой площади?
– Команда певцов – лучшие голоса, которые едва ли когда-либо собирались в таком составе в одном спектакле в самом лучшем оперном доме. Джозеф Каллея – выдающийся тенор современности, поющий на лучших сценах мира, входящий в топ лучших оперных певцов. Музыкант с потрясающим мужским обаянием, мальтиец по происхождению с одинаковой степенью мастерства поет и Nessun dorma и Strangers in the night. Еще один тенор – невероятно темпераментный Чарльз Кастроново выступит с арией Надира из «Искателей жемчуга» и Guantanamera. Если Каллея немного холодноватый, своим обаянием делится очень осторожно, по-европейски, то Кастроново своей страстностью и эмоциональностью способен зажечь Дворцовую площадь. Третий солист – бас-баритон Эрвин Шротт, очень обаятельный и настоящий артист: он силен и в арии Дон Жуана, и в арии Мефистофеля из оперы Бойто, и в знаменитом хите Quizas, quizas, quizas. Мы собрали на одной сцене не только трех выдающихся вокалистов, но и трех бесспорных красавцев оперного мира.
– Опера сильна примадоннами. Какие они будут в этом году?
– О таких звездах нельзя было и мечтать, но нам страшно повезло. Слава Энджел Блю гремит по миру много сезонов подряд, билеты на спектакли с ее участием разлетаются мгновенно. Обладательница потрясающего тембра, она может петь все. Я влюбилась в нее после «Порги и Бесс» Гершвина, испытав настоящее потрясение. Пока не знакома с ней лично, но у меня такое впечатление, что знаю ее давно, она лучится светом, в ее взгляде разлита любовь ко всему миру. Наряду с арией Мими из «Богемы» Пуччини она сама предложила нам спеть еще и I love You, Baby. Я счастлива, что мы получили ее в программу и оказались вовлечены в эту международную музыкальную историю.
Еще одно чудо оперного света – певица Притти Йенде. Она поет на всех фестивалях, во всех лучших театрах Европы. Наряду с Адиной из «Любовного напитка» Доницетти она исполнит у нас и свой хит, который заставляет ее смеяться, – I feel pretty из «Вестсайдской истории» Бернстайна. Единственная русская певица в нашей команде этого года – Анна Горячёва, обладательница потрясающего меццо-сопрано, выступающая на многих фестивалях, поющая на лучших оперных сценах, необыкновенная красавица, актерски одаренная, с очень красивым тембром, знающая, что делать со слушателем, чтобы удерживать внимание огромного зала. Потрясающая Кармен.
– А уж как ее любят все самые крутые оперные режиссеры современности – и Барри Коски, и Дмитрий Черняков, и Стефан Херхайм. Кто же рискнул дирижировать таким уникальным ослепительным созвездием?
– Наш дирижер Денис Власенко, который легко справляется с любым репертуаром – от серьезной классики до популярной музыки. Дирижер в нашем шоу должен был «киборгом», обладающим невероятной выдержкой, быстротой реакций, умением работать, сохраняя спокойствие в любых условиях и при любых форс-мажорах. У нас нет возможностей сделать так, чтобы репетиции вел один дирижер, «которого не жалко», а на главный концерт мы бы выпустили кого-то другого. Все делает один и тот же человек. Генеральная репетиция может длиться не меньше пяти часов, и все это – на улице, где всегда тяжело работать, даже притом что мы создаем для артистов прекрасные условия. Но в результате получается шоу, которое никак нельзя пропустить. Даже если ты не очень любишь оперу, нужно будет прийти и начать ее любить. Срочно.
комментарии(0)