0
4053
Газета Культура Печатная версия

23.05.2021 18:59:00

Мягкая родина без взлетов и падений. На новой площадке Ruarts будут показывать коллекцию фонда

Тэги: современное искусство, выставка, коллекция, мягкая родина, фонд, ruarts


современное искусство, выставка, коллекция, мягкая родина, фонд, ruarts «Девушка в леопардовой шкуре» Александра Шишкина-Хокусая в разделе «Ловушка тела». Фото с сайта www.ruarts.foundation

Фонд Ruarts был основан Марианной Сардаровой в 2003-м, и сейчас коллекция современного искусства насчитывает около 2,5 тыс. произведений. Недавно к галерейному – коммерческому – пространству в 1-м Зачатьевском переулке добавилась новая площадка в пять этажей в Трубниковском переулке, где обещают показывать некоммерческие проекты, то есть тасовать работы из собрания фонда. Впрочем, разделения художников между тем и другим пространствами, кажется, нет, так что, видимо, площадки должны работать друг на друга. К открытию нового здания Глеб Глонти и Михаил Мясоедов сделали новую аудиовизуальную инсталляцию «Вечные ценности», но доминирует здесь проект-аранжировка коллекции «Мягкая родина».

Если держать в памяти название выставки и искать именно «Мягкую родину», то зрительский маршрут из точки А проложен в точку В, как от характерного для Дмитрия Цветкова рукоделия в виде красной карты той самой «Мягкой родины» 2011-го, нависающей над зрителем, как лоскутное одеяло – до наивной психоделики Леонида Пурыгина образца 1975-го. Главный герой картины «СССР» – какой-то херувим-мутант с женской грудью, увенчанный пятиконечной звездой.

Но в целом заглавие выставки довольно условно, это один из распространенных вариантов показывать частное собрание (в данном случае есть два вектора собирательских интересов Марианны Сардаровой: нонконформисты и художники, появившиеся потом), пытаясь взять его в тематические скобки. «Родина» обещает заходной текст, здесь возвращается к понятию «рода» и «места рождения», но одновременно связана с отношениями человека и государства. Строго говоря, тема могла быть задана как угодно, набор художников вполне ожидаемый, джентльменский: от Краснопевцева до Мамышева-Монро, от Кулика до Нестора Энгельке, от АЕС+Ф до Шишкина-Хокусая… Вслед за цветковской «Мягкой родиной», эдакой виньеткой выставки, этажи-разделы выстроены по принципам, логика которых меняется на ходу. Сперва это «Метафизика пространства», следом – кульбит к сюжету «Ловушка тела. Определенный род», вроде бы логично, что дальше, от общего к частному, наступает черед разума – это «История ментальности. Свой – чужой». Тут довольно предсказуемо и без особых затей объединены не только, но преимущественно художники андеграунда второй половины XX века: Вулох, Рухин, Шварцман, Штейнберг, Соков... Вступительный текст, будто к финалу показа слова стали «выдыхаться», воспроизводит в максимально общих чертах то, что принято говорить о неофициальном искусстве того времени (и, кажется, эти общие слова – все, что теперь имеется об отношениях личности и государства). Дополнено это не комментариями к работам (на первых этажах какие-то попытки пояснить их были), но списком художников, то есть от сюжета нас привели к собранию имен. Тексты на выставке вообще вызывают вопросы.

«Метафизика пространства» застревает между цветковской «Мягкой родиной» и ржавой коробкой «Дома 15» Рината Волигамси, между ними же оказывается давнишний мем, объединяющий Пушкина с Путиным, в случае Маяны Насыбулловой это бюст первого, лицо второго и заголовок «Наше все». В «Ловушке тела» застыли травестия Мамышева-Монро и «выцарапанный» «Деревянный портрет #6» Нестора Энгельке, фаллический «Минарет #7» Айдан Салаховой, инсталляция Виты Буйвид, составленная работами из серии Prime time: нагие красотки из глянцевых журналов стали новой реальностью в том смысле, что теперь живут на огромных полотнах. И вяжут чулки, уткнувшись в телевизор с ретронарезкой: вяжут так долго, что те уже выползли на середину комнаты. «Работы Виты Буйвид… Владислава Мамышева-Монро демонстрируют широкий спектр эмоций, большинство из которых действует как катарсис», – сообщает текст к разделу. Хочется добавить: что бы это ни значило.

С нонконформистами в каком-то смысле сложилось лучше всего, просто потому, что это стало самодостаточной частью, которую, в общем (см. выше), не пытались втиснуть в тематические рамки. Ну, просто есть, и хорошо. Выставка в целом воображение не поражает, это конвенциональный проект в духе «все обо всем» с обязательными именами, которые надо было показать к открытию здания. Но площадка выгодная. Вопрос в том, как ее будут заполнять: «Мягкая родина» работает аж до конца сентября. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
9574
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
6829
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
6721
3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

Руководство упразднило один из самых энергичных отделов

0
9755

Другие новости