Сергей Гармаш и Кузьма Бодров (за роялем) во время исполнения «Реквиема». Фото со страницы Ярославской филармонии в «ВКонтакте»
Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета, прошедший в Ярославле и в городах Ярославской области в период длинных майских праздников, по традиции объединил концерты классической и барочной музыки, театральные спектакли и сольные выступления неакадемических исполнителей, предоставив публике программы на любой вкус. К счастью, не остановила уверенное течение фестиваля даже вынужденная отмена одного концерта (не смог приехать турецкий ансамбль). В заключительные дни состоялись премьеры постоянных «хедлайнеров» фестивалей маэстро Башмета – композиторов Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова. Первый по заказу маэстро написал оперу-кантату «Хроники Александра Невского», второй – вторую редакцию «Реквиема» на стихи Роберта Рождественского. Оба вокально-симфонических сочинения оказались созвучны друг другу прежде всего тематически, воспевали защитников нашей родины – великого князя Александра Ярославича и героев Великой Отечественной войны.
У Александра Чайковского это уже третье обращение к истории Руси, два предыдущих масштабных опуса этой складывающейся трилогии – «Слово о полку Игореве» и «Сказ о Борисе и Глебе» также были представлены на фестивалях Башмета. Чайковский, который, кажется, потихонечку превращается в Бородина или Римского-Корсакова, как никто другой из его коллег может по праву называться мастером в изображении красочных исторических картин, словно оживающих перед глазами – настолько точно он использует выразительные средства музыкального языка. Новый объект внимания композитора – личность не просто легендарная, но и особо популярная: к примеру, не так давно Александр Невский стал победителем голосования в проекте «Имя России», став национальным символом страны.
Конечно, задача у Чайковского стояла трудная – избежать примитивного, однолинейного портрета Александра Невского и, пожалуй, самое главное – уйти от сравнения с великой кантатой Прокофьева и с ее не менее великой экранизацией Эйзенштейна. Это получилось – никаких цитат и отсылок, и даже сцену ледового побоища он превратил в речитацию хора, напоминающую рэп. Хоровые коллективы – Камерный хор Московской консерватории, филармоническая капелла «Ярославия» и хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России (дирижер Александр Соловьев) – играли едва ли не ведущую роль в сочинении, отчего чаша весов от оперы склонилась к кантате или даже оратории: исполнители вокализировали, скандировали текст по слогам, комментировали диалоги и монологи героев – Александра Невского (баритон Игорь Головатенко), его жены (меццо-сопрано Мария Лобанова), его отца (бас Николай Диденко). Спорным показалось присутствие чтецов, чьи длинные речи усиливали и без того сильный нарратив опуса: и если актер Игорь Золотовицкий старался рассказывать о том, кто такой Александр Невский, максимально естественно, то Владимир Кошевой в роли князя зачем-то превратил его в брутального парня с уверенностью бравого офицера. Ну и само либретто Дмитрия Макарова, к сожалению, не отличалось оригинальностью. Факты о том, как Александр выиграл битву на Неве, а потом на Чудском озере, мы и так помним со школы, а хотелось бы увидеть такого нового, неизвестного нам Александра Невского с разных ракурсов (и пусть художественная трактовка перевесила бы историческую хронику).
«Реквием» Кузьмы Бодрова прозвучал 9 Мая – и это, несомненно, придавало ему особый градус эмоций. В новой редакции сочинения, мировая премьера которого прошла этой зимой в Москве, появился хор: светлый и печальный вокализ капеллы «Ярославия», сопровождавший оркестр, – это голоса павших в бою, мертвых, «стучащих в наши сердца». Суровые строки поэмы Роберта Рождественского читал Сергей Гармаш – вернее, пропускал через себя боль, запечатленную поэтом в каждом слове. Во многом благодаря чтецу это сочинение получилось столь мощным и чувственным, пробирающим до мурашек. Музыка Бодрова, в которой тонко сплелись широкие красивые мелодии, отсылки к стилистике барокко и минимализму, фольклорные интонации, цитата из песни Френкеля «Журавли» и собственные цитаты из музыки к фильму «Собибор» Константина Хабенского, была одновременно и о горе, и о радости победы – воспринималась буквально со слезами на глазах у слушателей Ярославской филармонии. Композитор (кстати, исполнивший партию фортепиано) показал, как можно сегодня небанально, непафосно и с глубоким уважением не только говорить о великом празднике, но и сохранять его истинное значение.
Ярославль–Москва
комментарии(0)