0
3107
Газета Культура Печатная версия

16.05.2021 18:57:00

Идиллии модернизма и коммунизма

Пушкинский музей показывает керамику и текстиль Матисса, Пикассо, Дюфи и Леже

Тэги: пушкинский музей, выставка, модернизм, символизм, керамика


пушкинский музей, выставка, модернизм, символизм, керамика Выставка получилась очень яркой и нарядной. Фото агентства «Москва»

Представленная в Галерее искусства стран Европы и Америки «Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина» – выставка прежде всего нарядная, по сезону. Кураторы, старший научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Елена Пильник и научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Елена Коротких, скомпоновали в несколько историй около 70 работ известных и менее очевидных художников. От ваз, созданных символистом Морисом Дени по заказу Ивана Морозова, до шпалер, вытканных по эскизам Фернана Леже.

В 1925 году, во время Всемирной выставки в Париже, кутюрье Поль Пуаре велел выкрасить три баржи возле набережной Орсэ в цвета французского флага и выставил на них 14 текстильных панно Рауля Дюфи. Экспонируемая сейчас «Амфитрита» была среди них: нереида, супруга Посейдона, в видении XX века обратилась в крепкую купальщицу (она еще не раз встретится в творчестве художника), на которой зациклена вселенная этого расписного полотна. Монументальному формату Дюфи «противопоставил» шутливый дух наброска, где, например, пена волн обозначена с детской буквальностью – белыми прямоугольниками с завитушками-гребешками.

Вообще именно «король моды» Пуаре открыл Дюфи как дизайнера текстиля. Но началось все с графики, буквально с виньеток: сперва кутюрье заказал художнику рисунки для канцелярских принадлежностей, для своего магазина, для приглашения на вечеринку. Иллюстрации к стихам Аполлинера стали поворотной точкой, после них Пуаре переориентировал Дюфи на текстиль, но с сохранением графичной манеры. Оказалось, занявшийся графикой ради заработка живописец отлично чувствует монументальный формат. Самым известным подтверждением тому станет огромное, в 600 кв. м, живописное панно «Фея электричества», которое он создаст для другой Всемирной выставки в Париже, 1937 года (той самой, для которой Пикассо напишет «Гернику» и на которой у СССР будет павильон с «Рабочим и колхозницей»). Но это уже сюжет, не связанный ни с Пуаре, ни с нынешней выставкой.

Другой вариант обращения к античности и одновременно к майолике Ренессанса – в вазах Мориса Дени. Инициатива маршана Амбруаза Воллара тут нашла понимание коллекционера Ивана Морозова. Дабы объединить менеджмент с новым языком искусства и привить публике вкус к этой самой новой эстетике, в 1906 году Воллар предложил керамисту Андре Мете изготавливать эксклюзивный фаянс с росписями художников, говоривших на том самом новом языке. «Аньерская школа» – название условное, связанное с географией: в Аньер-сюр-Сен, в мастерской Мете, пять лет работали разные художники, на изделиях было две подписи, их и Мете. В музее говорят, затея с керамикой оказалась самой продуктивной частью эксперимента Воллара. Вазы Дени с ню и купидонами стали частью Музыкального салона в особняке Морозова на Пречистенке, дополнив живопись о Психее. Жаль только, нет архивных снимков, чтобы увидеть, как все это, и вазы Дени, и панно Дюфи, жило на своих местах.

Известный увлечением в том числе и керамикой Матисс тоже начинал в мастерской Мете, но потом оставил это дело, вернувшись к нему уже в поздние годы. В Пушкинском есть его поздняя керамика, но ее совсем мало (в дополнение выставлена графика): портреты Лидии Делекторской и белая плитка с черными цветками, ее здесь связывают с периодом работы над Капеллой Четок. Зато в зале Пикассо невольно вспоминаешь его изрядно навязшую в зубах фразу «Дайте мне музей, и я его заполню». И ведь это только керамика, и это притом, как говорит Елена Пильник, что с Пикассо кураторы себя сильно ограничили. Тарелки всех мастей с характерными для творчества испанца мотивами – и Дон Кихот, и голубка, и минотавр, и утрированная сюрреализмом девушка, и тарелки, обращенные в выразительные наивной простотой физиономии, – выглядят щедрой «россыпью» легкого отношения Пикассо к этому виду искусства.

Хронологически, начиная символизмом, показ доводят до 1950–1960-х годов и шпалер Фернана Леже, кроме хрестоматийных имен показывая и не столь очевидных для широкого зрителя бывшего фовиста Жана Пюи с идиллическими сценками на керамических чайных коробочках и Жана Люрса, одного из крупнейших картоньеров своего времени, с шпалерой «Рекрут ста деревень». В 1950-х Леже, в 1945 году вступивший в Коммунистическую партию, делал панно для общественных зданий (тогда же, кстати, он сделал, например, эскизы витражей и шпалеры для собора Сакре-Кёр в Оденкуре). Картина «Строители с алоэ», памятное по постоянной экспозиции Пушкинского музея прославление индустриального века с рабочими, громоздящими новый мир, была сделана как раз в это время. Оказывается, после смерти художника она была повторена и в виде шпалеры. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
9691
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
6916
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
6813
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
6535

Другие новости