0
4405
Газета Культура Печатная версия

11.05.2021 17:28:00

Собрание темпераментов. В Музее импрессионизма рассказывают об "Охотниках за искусством"

Тэги: музей импрессионизма, выставка, коллекционеры, личности


музей импрессионизма, выставка, коллекционеры, личности Выставку к своему пятилетию музей посвятил коллекционерам. Фото агентства «Москва»

Чем дальше Музей русского импрессионизма отходит от спорной импрессионистической «специализации», тем интереснее получается. К своему пятилетию здесь открыли спецпроект с работами – участниками прошедших выставок, но главное – выставку «Охотники за искусством», историю о страсти к собирательству, в которой произведения попытались не отделять от личностей коллекционеров 1950–1980-х годов. Как ни странно, в нынешней традиции показа частных собраний такой формат редок, если речь не идет об огромных оммажах, скажем, Георгию Костаки или братьям Щукиным.

Коллекционирование – жизнь на грани страсти и расчета. В 1950–1980-е, естественно, подпольная: статья УК «Спекуляция», аресты и конфискации были реальностью эпохи (в каталожных хронике художественной жизни и текстах об этом сказано просто и красноречиво). Зато, кажется, и страсти бывало больше, нежели инвестиций, как сегодня. Врачи, физики, историк, художник, кинорежиссер, главный психиатр Красной армии, замминистра иностранных дел СССР… Коллекции, ставшие знаменитыми, как у Соломона Шустера, Абрама Чудновского, Арама Абрамяна (его собрание, как известно, превратилось в Музей русского искусства в Ереване) или все еще не очень знакомые неспециалистам… Куратор Анастасия Винокурова объединила по семь героев от Ленинграда и Москвы: выставку готовили с петербургской KGаllery, где зимой завершился проект «Коллекционеры. XX век», приуроченный к выходу двухтомника «Коллекционеры Петербурга–Петрограда–Ленинграда–Санкт-Петербурга»; еще одной отправной точкой стала книга художника, искусствоведа, первого зама председателя Клуба коллекционеров, появившегося в 1987-м при Советском фонде культуры (председателем был Савва Ямщиков), одного из участников теперешней экспозиции Валерия Дудакова «Коллекционеры: Они были легальными миллионерами в СССР».

Чаще всего у нас показывают собрания, не слишком вдаваясь в истории. Конечно, имена Коровина, Малевича, Добужинского, Фалька, Петрова-Водкина, Павла Кузнецова (которого тут особенно много) и сами по себе привлекут публику, но все-таки сейчас фокус выставлен не столько на них, сколько на охотников. Софья Багдасарова писала эссе о коллекционерах, Анастасия Винокурова – экспликации к работам, то есть истории людей с историей их страсти здесь пересекаются. У легендарного московского коллекционера Игоря Сановича (1923–2010; в 2014-м на выставке «Квартира-музей» в Пушкинском музее ему был посвящен отдельный раздел) – ветерана войны, сотрудника Института востоковедения, который, как любят о нем вспоминать, ходил пешком, чтобы сэкономить на общественном транспорте, – оказался, например, ранний пейзажик Наталии Гончаровой. Солнце, пробивающееся сквозь сосны, отражения в пруду, листва, блики, симфония зеленых, синих и охристых красок, экзерсис по напоению цвета светом; картинка упомянута еще Ильей Зданевичем в каталоге Гончаровой и Ларионова и, более того, подписана была последним. Дело, конечно, не в путанице с авторством ранних работ, известной за этой парой, а опять-таки в том, как пересекаются истории разных людей. Илья Зданевич, как известно, был одним из тех, кто обратил внимание на Пиросмани (открыли примитивиста брат Ильи Кирилл Зданевич и Михаил Ле-Дантю. – см. «НГ» от 10.06.19), важного в пантеоне Сановича художника: в свое время собиратель занял денег у самого Костаки, чтобы не упустить «Погонщика с верблюдом». По воспоминаниям Сановича, «первой картины Пиросмани, которая была опубликована в СССР в Большой советской энциклопедии».

Уроженец Петербурга Николай Тимофеев (1898–1978) стал главным психиатром Красной армии во время Второй мировой войны. Он верил в арт-терапию и, говорят, сам пробовал рисовать. Тимофеевское собрание, ядром которого стала часть коллекции Александра Бурцева (1869–1938), было его личным, можно сказать, тайным делом. Но интересно, что именно в нем, наряду с выставленными сейчас чувственным Судейкиным и эротичным Калмаковым, были работы Григорьева (все перечисленное теперь находится в собрании KGallery), как обычно у этого мастера, циничные, жесткие и по-своему завораживающие своей странностью.

Анастасия Винокурова говорит, что их проект – подход к теме и претензий на всеохватность у выставки, конечно, нет. На вопрос, почему выбраны именно эти коллекционеры, куратор рассказывает: «Хотелось показать интересные личности и истории. И кроме того, речь идет о частных коллекциях, находящихся в частных руках, то есть мы делали выставку без привлечения музеев. Потому что мы знаем великолепное собрание братьев Ржевских, которое практически полностью находится в Русском музее. Мы знаем коллекцию Сергея Горшина, ее осколок стал основой Химкинской картинной галереи, а в основном собрание находится в Третьяковской галерее». Из того, что сейчас показать не удалось, куратор назвала, в частности, коллекцию Иосифа Рыбакова и добавила, что «хотелось больше показать и собрание замминистра иностранных дел СССР Владимира Семенова, там были исключительный Лентулов, великолепные вещи Якулова, но их очень сложно достать». Некоторые истории «Охотников за искусством» сегодня продолжаются в том смысле, что вещи остались в их семьях, другие коллекции распылены, и это, конечно, печальный, но неизбежный штрих к портретам такого рода. Как бы то ни было, главное, что тему, по словам куратора, «хочется продолжать». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
503
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
494
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
2313
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2376

Другие новости